Атлас
Войти  

Также по теме

Зачем учить детей балету

Балетмейстер Элина Никифорова — о том, зачем терпеть боль и как определить, есть ли способности у ребенка

  • 13884

Когда я первый раз встала на пуанты, боли не почувствовала. Может, она и была, но не запомнилась. Я готова была все терпеть. Предельно собранная и старательная, я выходила изможденная после трехчасового занятия. Я чувствовала себя настоящей балериной. Сейчас я сама ставлю учениц на пуанты, их эмоции напоминают мне мое детство. Конечно, не у всех получается сразу, кто-то впервые натирает пальчики, но не жалуются, терпят до конца урока. «Ничего страшного, заживет», — это они мне говорят. 

Выступление на сцене — это радость для девочек: долгожданная пачка, корона и макияж, овации зрителей. После выступления они бегут ко мне в объятья, от их благодарности даже слезы на глаза наворачиваются. Долгие тренировки, тяжелые репетиции стоят танца в огне софитов.

Для балета нужны физиологические и профессиональные данные. Это выворотность, растяжка (шаг), стопа (подъем), музыкальность и фигура. Искусство развивается, и к современным балеринам требования растут. У балерины не должно быть прогиба в пояснице (лордоза) и короткой шеи. Хорошо, когда руки и ноги длинные. Не должно быть медицинских противопоказаний. Это все от природы, но нужно заниматься каждый день, чтобы данные развить. И дисциплина — регулярность занятий, усердие — имеют в этом решающее значение. Способна или нет девочка к балету, определяет только педагог.

В студию я принимаю всех, без отбора. Но позднее будет сортировка по способностям в разные группы. В профессиональном же училище комиссия в три этапа проверяет физические данные, музыкальность. Берут туда только лучших.

После балета у девочки на всю жизнь будет стать и правильная осанка, грациозная походка, красивые линии ног и рук и гибкость. Кроме этого, балет — это еще и музыкальное воспитание, красивая классическая музыка. Классический танец закаляет дух и характер. Мы учимся быть выносливыми, терпим нагрузки и боль. В младших группах (5–6 лет) учатся быть усидчивыми и сосредоточенными, слушаться педагога, ведь в 5 лет в зале хочется только поиграть, побегать, повисеть на станке.

Хвалю детей редко, ругаю много. Похвала только по делу, слова «молодец» нужно добиться. Заниматься балетом не в полную силу не получится.

К 7–9 годам у детей уже есть стержень — они целеустремленнее, работают с полной отдачей. Многие из них не станут профессиональными балеринами, но моя задача — помочь детям сформировать жизненную позицию и понять свое предназначение. После балета они в любой профессии будут упорны и трудолюбивы.


Элина Никифорова — преподаватель балета в Доме культуры «Силикат» в Котельниках. До этого восемь лет работала в Нижегородском академическом театре оперы и балета Пушкина, была ведущей солисткой, танцевала партии Одетты–Одилии из «Лебединого озера», Маши из  «Щелкунчика», Аврору из «Спящей красавицы». Окончила Московскую академию хореографии при Большом театре по специальности «педагог-балетмейстер». Сотрудничала с труппой из Большого театра (гастроли в Аргентине, ЮАР), выступает с коммерческим балетом Cinqballet.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter