Когда я первый раз встала на пуанты, боли не почувствовала. Может, она и была, но не запомнилась. Я готова была все терпеть. Предельно собранная и старательная, я выходила изможденная после трехчасового занятия. Я чувствовала себя настоящей балериной. Сейчас я сама ставлю учениц на пуанты, их эмоции напоминают мне мое детство. Конечно, не у всех получается сразу, кто-то впервые натирает пальчики, но не жалуются, терпят до конца урока. «Ничего страшного, заживет», — это они мне говорят.
Выступление на сцене — это радость для девочек: долгожданная пачка, корона и макияж, овации зрителей. После выступления они бегут ко мне в объятья, от их благодарности даже слезы на глаза наворачиваются. Долгие тренировки, тяжелые репетиции стоят танца в огне софитов.
Для балета нужны физиологические и профессиональные данные. Это выворотность, растяжка (шаг), стопа (подъем), музыкальность и фигура. Искусство развивается, и к современным балеринам требования растут. У балерины не должно быть прогиба в пояснице (лордоза) и короткой шеи. Хорошо, когда руки и ноги длинные. Не должно быть медицинских противопоказаний. Это все от природы, но нужно заниматься каждый день, чтобы данные развить. И дисциплина — регулярность занятий, усердие — имеют в этом решающее значение. Способна или нет девочка к балету, определяет только педагог.
В студию я принимаю всех, без отбора. Но позднее будет сортировка по способностям в разные группы. В профессиональном же училище комиссия в три этапа проверяет физические данные, музыкальность. Берут туда только лучших.
После балета у девочки на всю жизнь будет стать и правильная осанка, грациозная походка, красивые линии ног и рук и гибкость. Кроме этого, балет — это еще и музыкальное воспитание, красивая классическая музыка. Классический танец закаляет дух и характер. Мы учимся быть выносливыми, терпим нагрузки и боль. В младших группах (5–6 лет) учатся быть усидчивыми и сосредоточенными, слушаться педагога, ведь в 5 лет в зале хочется только поиграть, побегать, повисеть на станке.
Хвалю детей редко, ругаю много. Похвала только по делу, слова «молодец» нужно добиться. Заниматься балетом не в полную силу не получится.
К 7–9 годам у детей уже есть стержень — они целеустремленнее, работают с полной отдачей. Многие из них не станут профессиональными балеринами, но моя задача — помочь детям сформировать жизненную позицию и понять свое предназначение. После балета они в любой профессии будут упорны и трудолюбивы.