Александр Купцов преподаватель английского языка в Высшей школе экономики |
1. Узнайте, как долго работают курсы. Этот рынок достаточно подвижен, но за 20 с небольшим лет на нем оформились крупные игроки, известные как в России, так и за рубежом.
2. Обратите внимание на то, как происходит отбор преподавателей. Кто-то берет всех, кто хорошо знает язык или жил за рубежом, но, скорее всего, на таких курсах текучка кадров и быть уверенным в качестве преподавания нельзя. Гораздо продуктивнее отбирать профессиональных преподавателей.
Как определить профессионализм? Во-первых, желательно, чтобы у преподавателя был диплом факультета иностранных языков. Имеет значение и опыт работы, хотя не всегда нужно стремиться получить только опытных преподавателей. Наконец, в последнее время многие курсы требуют от преподавателя специальных зарубежных сертификатов, которые подтверждают как определённый уровень владения языком, так и наличие теоретических знаний методики преподавания языка и прохождения педагогической практики.
Самые известные сертификаты для преподавателей — TKT, CELTA и DELTA. Сертификат ТКТ свидетельствует о том, что у преподавателя есть теоретические знания в преподавании иностранного языка, что он знаком со структурой языка, терминами грамматики и фонетики, знает азы планирования урока, управления работой на уроке, основы тестирования. Это вводная ступень. Вторая ступень — это CELTA. Это не экзамен в обычном смысле слова, а четырехнедельный практический курс, где преподаватель изучает методику обучения и дает открытые уроки. И наконец, третий уровень — это DELTA. Его получают те, кто в будущем стремится сам стать методистом и готовить других преподавателей. Наличие таких сертификатов позволяет надеяться на то, что уроки будут хорошо структурированными.
3. Какие виды английского предлагает школа. Обычно школы, которые подходят к делу серьезно, предлагают разные аспекты — общий, деловой, английский для детей, для туристов и т.д.
4. Узнайте, есть ли пробный урок. Любая уважающая себя школа разрешит вам бесплатно поприсутствовать как минимум на одном занятии. Здесь есть тонкий момент: прежде чем определить на открытый урок, хорошая школа должна вас протестировать. И важно, чтобы тестирование было не только по грамматике, но и по навыкам говорения и аудирования.
5. Пособия, которые использует школа. Рекомендую спросить об этом заранее и попросить преподавателя объяснить структуру пособия, какие навыки оно отрабатывает. По тому, насколько уверенно преподаватель рассказывает об учебнике, можно понять многое.
6. Узнайте, готовит ли школа к международным экзаменам (IELTS, TOEFL, CAE, FCE), ЕГЭ, ГИА и подобным испытаниям. Это тоже показатель уровня, ведь так называемый «общий английский» не решает задач подготовки к экзамену.
7. Еще один важный момент — обучает ли школа других преподавателей. Если да, это серьезный плюс.
8. Сформулируйте свои общие впечатления от обстановки. Насколько хороший офис, вежлива ли администрация, как решается вопрос с пропуском занятий, когда вы не можете посещать курсы из-за болезни или командировки.
9. Надо ли стремиться попасть в группу к носителю языка? На этот вопрос нет однозначного ответа. И у носителя, и у русского педагога есть свои плюсы и минусы. Впрочем, русскоговорящий учитель — лучше подходит для новичков. Начиная с уровня pre-intermediate рекомендуется минимально использовать русский язык во время обучения (зарубежные методисты допускают использование родного языка в преподавании лишь в исключительных случаях). Но в любом случае надо оценивать преподавателя по тому, насколько понятно он объясняет, как структурирован урок и насколько активны студенты в процессе занятий. В методике преподавания выделают teacher talking time — сколько по времени говорит преподаватель, и student talking time — сколько времени отрабатывают навыки устной речи обучающиеся. Естественно, на занятии больше времени должны говорить те, кто пришёл учиться. Казалось бы, это невозможно, но опытный преподаватель выстраивает урок именно таким образом.
В составлении списка также участвовали: Александр Купцов, преподаватель Высшей школы экономики; Надежда Ковпак, доцент кафедры фонетики английского языка МПГУ; Лилия Бабичева, преподаватель английского языка; Дарья Сторожилова, основатель проекта Easy Speaking.