Экономические кризисы, как и серьезные болезни, трудно диагностировать и еще труднее лечить. Сегодня нам может казаться, что кризис уже начался, но на самом деле мы пока столкнулись лишь с его ранними симптомами, уверен известный экономист и специалист по экономике России Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Института мировой экономики им.Петерсона. В начале 1990-х годов он был советником премьер-министра Егора Гайдара.
Ослунд написал сценарий "экономического апокалипсиса", который может начаться в России во второй половине 2015 года. БГ перевел колонку эксперта, опубликованную на сайте Института имени Петерсона.
Российские резервы стремительно сокращаются
Причины проблем в российской экономике давно известны. При Владимире Путине страна встала на рельсы государственного капитализма: частный капитал и частная инициатива задавлены, успех зависит только от связей и умения работать с государством и на государство, бизнес не хочет инвестировать в развитие, поэтому темпы экономического роста снижаются уже примерно год. Ситуацию ухудшили международные санкции, введенные странами Запада в ответ на аннексию Крыма и политику России на востоке Украины. Одновременно в мире закончился сырьевой и цены на нефть начали снижаться.
Согласно статистике ЦБ, общий объем международных резервов России, по данным на 7 ноября, составил $421 млрд (по данным на 14 ноября, – $420,6 млрд – БГ). Кажется, что это довольно большая цифра, но еще 31 октября 2013 года объем резервов составлял $524 млрд. За год российские резервы, таким образом, сократились на $103 млрд.
Виртуальные миллиарды
Из $400 c лишним миллиардов $57 млрд потратить нельзя: $45 млрд Россия хранит в золоте, еще $12 млрд она вложила в МВФ. Это не наличные средства и их очень сложно вернуть в оборот. Без их их учета у России в резерваз остается $364.
Россия считает свои два суверенных фонда как доли в резервах ЦБ, что приводит к искажениям. Фонд национального благосостояния и Резервный фонд находятся под контролем Министерства финансов, но ЦБ имеет к этой ликвидности прямой доступ. Любое размещение средств этих фондов требует одобрения правительства. Эти одобрения, возможно, и не будут представлять серьезной помехи при довольно авторитарном правлении в России. Однако если Путин не хочет потерять эти средства, то ограничения на их использование сохранятся.
В Фонде национального благосостояния Россия хранит $82 млрд. Согласно сайту Минфина, его смысл в том, чтобы "стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу". Его основные цели – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда. На практике большая часть денег уже обещана на реализацию инфраструктурных проектов. Только глава «Роснефти» Игорь Сечин хочет получить примерно $49 млрд на рефинансирование убыточной покупки ТНК-BP. Таким образом, ФНБ вряд ли можно рассматривать как резервы, которые можно использовать. Если не учитывать ФНБ, то международные резервы России сокращаются до $282 млрд.
На Резервный фонд приходится $90 млрд. Основная цель фонда – "обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет". Большая часть из этих средств размещена на депозитах в государственных банках и поэтому недоступна. Эти деньги также не могут рассматривать как доступные резервы России. Без этих средств используемые международные резервы России сокращаются до $192 млрд – то есть долларовых запасов ЦБ без учета копилки правительства.
Надолго ли хватит денег
Резервы нужно измерять в соответствии с балансом счета текущих операций и международными финансовыми обязательствами. Стандартный минимальный размер резервов – это покрытие трех месяцев импорта. В 2013 году импорт России составил $341 млрд, что означает, что России на три месяца импорта потребуются резервы на уровне $85 млрд. Резервы России вполне соответствуют этому требованию, тем более в 2014 года импорт резко снизился из-за падения рубля.
Обязательства корпоративного сектора в иностранной валюте составляют примерно $150 млрд в год. Из-за санкций со стороны ЕС и США кредитование российских компаний остановилось, рефинансировать эту задолженность вряд ли удастся.
За год международные резервы России сократятся на $90 млрд – в такую сумму обойдется выплата долгов на общую сумму в $150 млрд за вычетом профицита счета текущих операций в $60 млрд. В этом случае в 2015 году резервы России, которые можно использовать, составят всего $100 млрд – это четыре месяца импорта.
По состоянию на июль этого года, общая задолженность Россия (государственный и частный сектор) составляла $730 млрд. Государственный сектор не может рефинансировать свои кредиты, а частным компаниям выгодно как можно быстрее расплатиться по долгам из-за девальвации рубля. Это значит, что те, у кого есть рубли, будут постоянно конвертировать их в доллары, сокращая профицит текущего счета. А госкомпаниям нужно будет все больше и больше денег из резервов.
Карточный домик скоро рухнет
Ситуация напоминает карточный домик. Что из этого следует, россияне и так хорошо знают из своего опыта 1998 года. Те, кто понимает риски, уже сейчас избавляются от рублей и выводят валюту из России. ЦБ ожидает , что отток капитала в этом году составит, по меньшей мере, $120 млрд.
Цены на нефть и рубль с начала года упали на 30% и сейчас нет оснований полагать, что падение остановится. Это приведет к росту инфляции, которая уже составила 8,5% в этом году и должна вырасти до 10% в первом квартале 2015 года. Руководство ЦБ вполне в курсе проблемы. Регулятор агрессивно поднимает ставки, в последний раз сразу на 150 б.п. – до 9,5%. Но рост ставок не поможет остановить девальвацию рубля или отток капитала: цены на нефть падают, дела в экономике идут все хуже.
ЦБ в какой-то момент просто не сможет справиться с обменным курсом. Он уже допустил ошибку зимой 2008-2009 года, потратив на поддержку рубля $200 млрд, а затем снова разрешил ему колебаться. Сейчас ЦБ сократил кредитование, чтобы укрепить обменный курс, понимая, что деньги улетят из страны, если стимулировать экономику иначе. Но это наносит удар по потреблению и инвестициям, что приводит к стагнации, а затем и к сокращению экономики.
ЦБ не может решить проблему, которую не он создал. Проблемы становятся настолько серьезными, что ЦБ просто не может решить их все и за свой счет. Корень этих проблем вне влияния ЦБ – коррупционный капитализм, протекционизм, влияние санкций и снижение цен на нефть и другое сырье.
Во второй половине 2015 года российскую экономику ждет серьезный финансовый кризис. У ЦБ закончатся деньги, курс рубля выйдет из под контроля и немедленно обвалится, в стране начнется валютная паника, как летом 1998 года.