Заходя в магазины, мы привыкли к тому, что цены обычно заканчиваются на 99 на конце. Так, кофточку можно купить за 1999 рублей, телевизор – за 29999 рублей, а десяток яиц – за 85,9 рубля. Чуть реже можно увидеть округленные цены, например, 2 тыс или 30 тыс рублей.
Считается, что это – умелый маркетинговый ход, рассчитанный на манипуляцию с психикой и мозгом человека. Например, эксперты советуют немного занизить цены даже при такой крупной операции, как продажа дома.
В журнале the Atlantic решили проанализировать эту проблему. Оказывается, все не так просто. Люди привыкли в магазинах видеть цены, оканчивающиеся на девятку. Этот психологический эффект больше не работает.
Почему правило 99 работает?
Известный британский экономист Тим Харфорд, автор книги "Экономист под прикрытием", объяснил, почему цены часто заканчиваются на девятку. Согласно Харфорду, есть три основных причины, почему цены заканчиваются на девятку.
Борьба с воровством
До появления и массового распространения кредитных карт магазины с помощью заниженной цены страховались от кражи со стороны продавцов. Если вы даете продавцу за товар 100 рублей одной бумажкой, он может их просто прикарманить. Если же вы даете 100 рублей и хотите получить рубль сдачи, то ему придется открыть кассу и убрать деньги. Несколько десятилетий назад это помогало бороться с воровством.
Люди не читают до конца
Сейчас объяснение популярности подобных цен стоит искать в поведенческой экономике. Все дело в том, что у людей обычно мало времени и они не читают ценники до конца. Таким образом, 99,9 рубля для них будет 90 с чем-то рублей, а не 100 рублей.
Выгодная сделка
Покупатели, видя цену в 99 рублей, воспринимают это как скидку или уступку со стороны магазина. Им кажется, что такая сделка куда более выгодна.
В 2003 году было проведено исследование, в рамках которого магазин предлагал своим клиентам одно и то же платье за $54, $59 и $64. Оказалось, что больше всего покупали платье за $59. Эти выводы подтвердили и другие исследования.