Девальвация рубля, высокая инфляция и падение доходов населения привели к кризису на рынке автомобилей. Продажи новых машин стремительно снижаются, но при этом продавцы не могут снизить цены. В такой ситуации все, что остается автомобильным компаниям — уйти с рынка.
Это значит, что российским потребителям придется выбирать из узкого набора автомобилей, которые при этом стали куда более дорогими.
Исключением стали лишь автомобили премиум-сегмента. Продажи BMW и Mercedes в феврале, наоборот, выросли. Снижать цены дилеры также не собираются.
Кто ушел с рынка
Завод «ПСМА Рус» в Калуге с 27 апреля по 10 июля 2015 года приостановит производство автомобилей моделей Citroеn C4°Седан и Peugeot 408. До 12 мая будет приостановлено производство Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport.
О сокращении производства автомобилей заявили также Volkswagen и Nissan. General Motors свернет продажи на российском рынке автомобилей марки Opel, а также некоторых моделей Chevrolet.
Как упали продажи
Данные по продажам автомобилей доступны за февраль этого года. Тогда продажи легковых и легких коммерческих автомобилей обвалились на 37,9%, подсчитали в Европейской ассоциации бизнеса.
Согласно этим данным продажи Citroen, обвалились в феврале на 83% по сравнению с февралем 2014 года: было продано всего 380 автомобилей против почти 2,2 тыс год назад.
Аналогичное падение показали и автомобили марки Peugeot: в феврале было продано всего 377 автомобилей против 2,3 тыс год назад. Продажи Mitsubishi обвалились на 51% с 6,8 тыс до 3,3 тыс штук.
Продажи Opel упали с 6,6 тыс штук в феврале 2014 года до 912 штук в феврале этого года.
Производители не могут снизить цены
Производители автомобилей в ответ на такое существенное снижение спроса могли бы ответить снижением цен. Возможно, это могло бы привлечь покупателей. Это могло бы стать возможностью недорого купить хороший автомобиль.
Мы спросили у экспертов и дилеров, ожидают ли они падения цен на автомобили в условиях спада спроса. Оказалось, что компании и производители просто не могут понизить цены на новые машины. Им остается только сокращать производство. Это означает, что российские потребители окажутся в условиях ограниченного выбора автомобилей.
«Цены обычно падают когда есть остатки. а в данном случае остатков нет. Падение цен или скидки вряд ли помогут,» — полагает управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев. Производство закрывается и машин будет мало, уверен эксперт. А значит, цены сбрасывать просто нелогично.
С Бончевым не совсем согласны в PSA Peugeot Citroen. Некоторые производители уже объявили о скидках. С 1 марта цены на продукцию консерна снизились, в том числе это коснулось популярных моделей Peugeot408 и Citroën C4°Седан. Выгода для покупателей може составить до 210 тыс рублей. Пока хорошо продаются внедорожники и автомобили премиум сегмента.
Дорогие автомобили все еще популярны
Похожую тенденцию подтвердили в «Панавто», продающем автомобили Mercedes Benz: в компании полагают, что цены не будут падать, но и не будут и расти.
«Рост цен на различные модели «Мерседес-Бенц» составил от 20% до 35%, — пояснил БГ начальник отдела продаж легковых автомобилей компании Леонид Бородкин. — Думаю, в ближайшие три месяца стоимость автомобилей падать не будет, при этом не ожидается и увеличения».
Продажи автомобилей марки BMW в феврале выросли на 6% до 3,5 тыс штук. Рост продаж автомиблей Mercedes Benz составил 18% — с 3,5 тыс штук до 4,1 тыс.