Сколько детей нужно иметь, чтобы наверняка продолжить свой род и повысить качество жизни своих отпрысков? В Средние века на этот вопрос отвечали просто: как можно больше. Неразвитая медицина и тяжелые условия жизни снижали шансы всех детей отпраздновать совершеннолетие, поэтому рожать нужно было как можно чаще. Настящей революцией в истории человечества стал демографический перелом, свершившийся после Промышленной революции.
Промышленной революции предшествовал период Великой стагнации. Именно тогда начал резко сокращаться размер средней семьи, но при этом родители стали тратить намного больше ресурсов на своих детей. Те люди, которые рожали меньше детей, чем в среднем, имели эволюционное преимущество в период демографического перехода. Их дети, как правило, доживали до старости и рожали больше внуков. В долгосрочной перспективе такие люди получали больше внуков, правнуков и прапраправнуков.
Это доказали Одед Галор из Брауновского университета и его коллега Марк Клемп, они выдвинули революционную теорию биокультурной природы человеческого капитала и экономического роста. Снижение рождаемости и увеличение инвестиций в детей, по их мнению, стало прорывной эволюционной стратегией человечества.
От свадьбы до родов
Свои выводы ученые сделали, изучив историю семей канадского Квебека. Они проанализировали генеалогию более полумиллиона человек в XVI-XVIII веках. В первую очередь, их интересовало, сколько потомков оставили после себя жители провинции.
Исследование анализирует не рождаемость, то есть среднее значение для общества, а плодовитость, то есть сколько конкретно потомков оставил тот или иной человек. Плодовитость отражает генетические и социально-экономические факторы.
В то время было принято рожать ребенка сразу после замужества – это было социальной нормой. Плодовитость эксперты оценили, как период между первым браком и появлением первого ребенка.
Эксперты располагали данные по более чем 53 тысячам матерей. Самый ранний ребенок родился на 7-ой день после заключения брака, а поздний – на 728-ой, то есть почти через два года после свадьбы.
Совокупность генетических и культурных факторов, а также факторов социальной среды оказывают влияние на репродуктивные успехи людей, время рождения первого ребенка и качество потомства. Репродуктивный успех человека зависит от успеха в этой области его ближайших родственников. Генетически связанные родственники часто строят свою жизнь похоже. Помимо общей генетики их часто объединяют культурная и социальная близость.
Жители Квебека, рожавшие меньше детей, получали больше внуков
Если плодовитость человека находится на среднем уровне, то это обеспечит ему в будущем репродуктивный успех. Обычно самые хорошие результаты показывают пары со средней плодовитостью: их первый ребенок рождается через 65 недель после брака при медианном значении в 53 недели.
У людей со средней плодовитостью, как правило, больше внуков – порядка 48. У таких людей также больше правнуков и праправнуков – 194 и 306 соответственно.
А вот у людей с высокой плодовитостью обычно больше детей, но они часто не доживают до зрелого возраста.
Люди, которые обычно заводят меньше детей, больше инвестируют в качество их жизни. У таких людей было больше шансов, что их дети выживут и женятся, а также получат образование.
Отбор и Промышленная революция
Промышленная революция и эпоха научных открытий запустили новую главу в человеческой истории. За последние два века доходы на душу населения показали беспрецедентный рост, а с ними повысилось и качество жизни. В итоге, все больше людей имеют доступ к образованию и здравоохранению.
Промышленной революции и последовавшей за ней эпохе быстрого роста экономики предшествовал длительный период стагнации. Именно он, по мнению ученых, сыграл ключевую роль в развитии человечества.
В этот период люди постепенно начали делать выбор в пользу ограниченного количества потомков. Вместо количества они стали инвестировать в качество, прежде всего, в образование детей.
Люди, получившие хорошее образование, добивались лучших экономических результатов, были способны генерировать инновации и быстрее приспосабливаться к ним. Когда таких людей стало много, началась Промышленная революция.