Жители больших городов часто жалуются на дорогие цены. Здесь намного дороже стоит покупка и аренда квартиры, больше приходится платить за бытовые товары и различные услуги. Однако оказывается, что продукты в большом городе на самом деле стоят дешевле, чем в маленьких городах, если сделать более корректное сравнение.
К таким выводам пришли ученые из Пенсильванского и Колумбийского университетов. Описывает их выводы известный специалист по урбанистике Ричард Флорида.
Как сравнить цены на товары
Сравнивая стоимость товаров и услуг в разных городах, специалисты обычно пользуются одним из двух методов. Первый из них оценивает стоимость стандартного набора товаров и услуг, предлагаемых в одних и тех же магазинах в разных городах каждый месяц. В рамках другого метода сравниваются одни и те же товары в разных магазинах разных городов.
У обоих методов бывают свои ограничения. Во-первых, могут сравниваться одни и те же товары, которые, тем не менее, отличаются. Например, сравнивая цену молока в разных магазинах, исследователи не учитывают такие факторы как бренд (товары собственной торговой марки магазина обычно стоят дешевле) и органическое производство (фермерское молоко, считающееся более натуральным, обычно стоит дороже). Во-вторых, сравнительные анализы не учитывают различия в ассортименте товаров, в частности тот факт, что есть продукты, которые недоступны в некоторых городах. Есть города, где какие-то фрукты можно есть в течение всего года, а в других они доступны только в сезон.
В своем исследовании Джесси Хэндбери из Пенсильванского университета и Дэвид И. Вайнштейн из Колумбийского университета учли эти факторы. Они опирались на данные 2005 года о ценах 350 000 продуктов, которые были проданы с помощью сканирования штрих-кода в 49 городах США. Информация была предоставлена компанией Nielsen, занимающейся анализом поведения потребителей. Ученые сравнивали только одинаковые продукты (в том числе одного бренда и одного состава).
В маленьких городах продукты дороже
Результаты исследования показали, что, во-первых, выбор товаров в маленьких городах намного беднее, чем в больших. Например, в Нью-Йорке выбор различных товаров в четыре раза больше, чем в столице штата Айова Де-Мойн. Нью-Йорк и Де-Мойн здесь смело можно заменить, например, на Москву и Тулу, принцип останется тем же. Чем больше население в городе, тем больше в этом городе продуктов. Рост населения города в два раза приводит к увеличению ассортимента продукции на 20%.
Когда же ученые сравнили цены полностью идентичных товаров в разных городах, они обнаружили, различия цен на 97% связаны с тем, что по некоторым критериям продукты, на первый взгляд одинаковые, все же отличаются.
Учтя факторы, на которые не обращали внимания предыдущие исследования, Хэндбери и Вайнштейн выяснили, что жители больших городов на самом деле платят за продукты меньше. Если человек переедет из маленького города в большой, скажем, в Нью-Йорк, ему может показаться, что он платит за покупку стандартного набора продуктов на 1,5% больше. Однако повышение цены рядовых товаров компенсируется за счет большего выбора товаров в большом городе. Более строгий индекс цен показывает, что уровень цен в Нью-Йорке на самом деле на 4,2% ниже, чем в Де-Мойне.
К похожим выводам привел другой анализ, результаты которого показали, что разрыв в стоимости проживания между разными местами чаще всего связан с ценами на недвижимость. Переезжая из маленького города в большой, вы начинаете больше платить за жилье, однако экономите на продуктах и повседневных покупках. Кроме того, у вас становится больше выбора, что является одной из причин повышенной стоимости жилья в этих городах.