Новый год и Рождество – время, когда люди традиционно обмениваются подарками. Обычно магазины переполнены вплоть до вечера 31 декабря: люди пытаются докупить какие-то подарки своим близким. Как раз это сейчас и происходит в России.
Подготовка к празднику часто начинается за несколько недель или даже месяцев до Нового года: люди мучительно думают, что подарить своим близким. Особенно трудно угадать с подарком для плохо знакомых людей, если вы к ним приглашены в гости. Люди, в итоге, покупают дорогие, но совершенно ненужные подарки. Это лишние расходы для тех, кто их дарит, да и получатели оказываются не в лучшем положении: им нужно придумать, куда деть ненужную вещь. В результате в последующие после Нового года и Рождества недели магазины принимают назад или обменивают непригодившиеся подарки.
Эконономисты считают, что подарки – это неэффективно, ведь практически невозможно угадать, что подарить незнакомому человеку. Об экономической теории подарков пишет The Atlantic. Эксперты советуют сократить расходы на никому не нужные новогодние подарки.
Подарки вредят экономике
Американский экономист Джоэл Уолдфогел посвятил целую книгу "Почему мы не должны дарить подарки" тому, чтобы доказать, что эта традиция экономически неэффективна. Экономические потери возникают из-за несоотстветствия между тем, что даритель считает, что хочет тот, кому он дарит ту или иную вещь, и тем, что он, на самом деле, хочет. Фактически один человек делает выбор за другого.
Уолдфогел приводит простой пример. Если вы тратите на что-то $50, то обычно считаете, что ценность этой вещи соответствует цене, которую вы заплатите. Если же вы тратите $50 на подарок кому-то, еще не факт, что вы купите за эти деньги то, что нужно человеку.
Специалисты полагают, что экономические потери из-за ненужных трат серьезно вредят экономике. По самым скромным оценкам, чистые издержки от подарков составляют примерно 10% (то есть для получателя ценность нашего подарка составляет лишь 90% от его цены). Ожидаемые затраты, например, американцев на подарки в этом году составят примерно $600 миллиардов. В этом случае общий объем чистых издержек равен $60 млрд.
Чистые издержки российской экономики подсчитать чуть сложнее. Так, согласно опросу Левада-центра, 18% россиян потратят на подарки 1-3 тыс рублей, а 17% -5-10 тыс рублей. В первом случае потери составят 100-300 рублей, а во втором – 500-1000 рублей. В масштабах экономики потери могут составить несколько десятков миллиардов рублей.
Лучше просто ничего не дарить
Как же сократить такие издержки? Проще всего перенять китайский опыт и дарить на Новый год наличные в красивом красном конверте. Однако в некоторых культурах люди не привыкли дарить деньги, и такой подарок может показаться чересчур бытовым, разрушающим дух праздника. Некоторые даже могут обидеться и счесть это знаком неуважения.
Уолдфогел предлагает вместо денег дарить подарочные карты. Они не будут восприниматься так негативно, как просто наличные деньги. Однако и здесь возникает та же проблема, ведь с картой тоже можно не угадать. Согласно некоторым оценкам, здесь действует тот же закон: карта теряет 10% своей стоимости в глазах получателя подарков. К тому же получатель может вообще не воспользоваться картой. В США потери от неиспользования карт составляют примерно $1 млрд ежегодно.
Недавно появился еще один вариант: цифровые подарочные карты, которые позволяют отправить деньги электронным способом. В этом случае подарок не кажется таким неуместным.
Возможно, в праздники стоит быть чуть эгоистичнее. Дарить подарки стоит только в случае, если вам это самим доставит удовольствие. В ином случае лучше вообще ничего не дарить. Если же вам вдруг подарили что-то ненужное, не стоит искать этому применение, а лучше отнести обратно в магазин, поменяв на что-то или просто забрав деньги.