Стандартный рабочий день в большинстве стран мира — 8 часов. Но чаще мы работаем и больше: люди постоянно что-то не успевают,часто доделывают работу и даже подрабатывают на выходных.
Известный экономист и основатель кейнсианства Джон Мейнард Кейнс еще в 1930-е годы предсказал, что в прогрессивных странах 100 лет спустя качество жизни вырастет в 4–8 раз, а благодаря экономическому буму, количество рабочих часов сильно сократится: люди будут работать 3–4 часа в день в 15-часовую рабочую неделю.
Если первое пророчество сбылось, и в развитых странах действительно значительно вырос уровень жизни по сравнению с серединой ХХ века, то второе явно не осуществилось. Ни в США, ни, тем более, в России рабочий день даже не приблизился к исполнению предсказаний Кейнса.
Известные экономисты, в том числи лауреаты Нобелевской премии Роберт Солоу, Джозеф Стиглиц, Эдмунд Фелпс и Гэри Беккер, в сборнике «Возвращаясь к Кейнсу» попытались понять, почему эта теория великого экономиста так и не сбылась. Vox приводит объяснение авторов.
Во всем виновато неравенство
Кейнс ошибся в этом предсказании, так как исходил из чисто экономических соображений. За человеческую историю было накоплено такое богатство, что каждый мог бы не работать и получать хотя бы прожиточный минимум.
Однако в современном мире богатство разделилось крайне неравномерно: кто-то может позволить себе вести роскошную жизнь и не работать, а кто-то едва сводит концы с концами, работая по 20 часов в сутки.
Джозеф Стиглиц полагает, что эта проблема была бы решена, если бы мировое богатство в $42 трлн можно было бы разделить между 6 млрд человек, живущих на земле. Тогда каждый бы получит $7 тыс — это помогло бы разрешить проблему бедности. Вопрос только в том, готовы ли вы отдать накопленные вашей семей средства, чтобы в мире не осталось бы бедных и не нужно было бы работать.
Такое решение вряд ли когда-нибудь осуществится, однако на количество переработок все-таки можно повлиять. Согласно Стиглицу, это в определенной мере удалось сделать европейским странам за счет следования политике, содействующей увеличению количества отдыха и отпусков. Поэтому в Европе люди меньше работают и больше отдыхают, чем, например, в США.
В России ежегодный оплачиваемый отпуск 28 дней — это вполне сопоставимо с продолжительностью отпуска в европейских странах. Россияне также выигрывают от большого количества выходных и официальных праздников. В принципе трудовое законодательство в России достаточно мягко относится к работнику: переработки должны дополнительно оплачиваться. Однако на практике это часто не соблюдается.