Атлас
Войти  

Также по теме

Пять последствий девальвации: как кризис сказался на потреблении среднего класса

Девальвация и кризис изменили потребительское поведение российского среднего класса. Сейчас мало кто готов делать крупные покупки, люди отказываются от посещений кафе и отпусков. Некоторым приходится экономить и на продуктах. Появилось такое явление как погоня за скидками: люди ходят из магазина в магазин в поисках уцененных товаров. 


  • 6411
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

К россиянам постепенно возвращается потребительская уверенность. Они начинают верить, что в экономике дела не так уж и плохи, Об этом свидетельствует последний выпуск «Потребительского индекса Иванова» Sberbank CIB, который как раз и отражает потребительские настроения среднего класса.

Индекс потребительской уверенности в I квартале этого года вырос до минус 22% против минус 24% в IV квартале прошлого года. Российский средний класс все еще настроен негативно. Но восстановление рубля явно улучшило его настрой.

Улучшение потребительских настроений произошло во многом благодаря тому, что россияне перестали бояться девальвации рубля. Дальнейшего ослабления валюты ожидают лишь 27% респондентов. В декабре нового раунда девальвации рубля ждали 51%.

65% опрошенных не планируют покупать валюту. При этом хранят деньги в валюте лишь 21% респондентов. В Sberbank CIB это объясняют тем, что сейчас рублевые депозиты в банках выглядят довольно привлекательно, так как ставки по ним выросли.

Тем не менее, девальвация и кризис явно изменили потребительские привычки россиян.

Средний класс не готов делать большие покупки

В последние месяцы прошлого года в России случился потребительский бум: чтобы сохранить свои сбережения в период девальвации, россияне делали крупные покупки. В итоге, теперь они покупать совершенно не готовы, ведь они купили все, что им нужно.

Индекс, оценивающий условия для совершения крупных покупок, снизился до минус 39%. В IV квартале он составлял минус 22%.

В условиях экономической нестабильности вновь делать крупные покупки российский средний класс не готов.

Россияне делают сбережения на черный день

Еще одним следствием девальвации стало желание россиян отложить часть дохода на «черный день». Доля месячных доходов, которые россияне откладывают, выросла с 8,2% в IV квартале до 9,2% в I квартале. При этом лишь 37% опрошенных имеют сбережения.

Средний класс перешел на более дешевые товары

В марте 75% опрошенных представителей среднего класса очень чувствительно относились к колебаниям цен. Год назад таких было 68%.

Средний класс начал покупать более дешевые товары. 66% респондентов экономят на товарах повседневного спроса — доля таких людей продолжает расти. 36% респондентов заявили, что сократили расходы на товары первой необходимости.

Средний класс отказывается и от необязательных расходов. Почти половина респондентов собираются экономить на посещении кафе и ресторанов. 23% представителей среднего класса сократят расходы на отпуск.

Началась погоня за скидками

В начале этого года увеличилось количество торговых сетей, где россияне делают покупки. Если в IV квартале 2014 году россияне в среднем закупались в 2,3 торговых сетях, то в I квартале их число выросло до 2,8.

В Sberbank CIB связывают это с «погоней за скидками», что подтверждают и в торговых сетях. Люди приходят просто за тем, чтобы купить товары, на которые распространяется скидка.Кроме того, россияне начали чаще ходить в гипермаркеты.

В целом россияне начали больше покупать в торговых сетях, по их мнению, цены здесь растут медленнее.

Россияне больше не делают запасов

Россияне также отказываются от привычки покупать товары впрок. Доля респондентов, делающих запасы, сократилась с 22% в IV квартале до 12% в I квартале 2015 года.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter