Атлас
Войти  

Также по теме

Мир дешевой нефти: что будет с Родиной и с нами

Если цены на нефть останутся на нынешних рубежах - около $70 за баррель, то нас в ближайший год ждут серьезные испытания. Страна окажется в глубокой рецессии, зарплаты и доходы будут падать, цены расти, а рубль обесцениваться

  • 22166
https://www.flickr.com/photos/bike/

https://www.flickr.com/photos/bike/

На торгах утром в понедельник цены на нефть марки Brent снизились почти на 2,6% – до $68,33 за баррель, а на нефть марки WTI – до $64,49. Во второй половине дня нефть немного отыграла потери: баррель Brent превысил отметку в $70. Еще летом этого года цены на нефть были выше $110 за баррель. Фактически за полгода нефть подешевела почти на 40%.

 Graph

ЦМИ Сбербанка

Сланцы и недостаточный спрос

Эксперты пока боятся прогнозировать динамику цен на нефть, потому что не могут предсказать, когда и как мировой рынок придет к новому балансу. Министерство экономического развития России ожидало, что в следующем году цены будут колебаться в диапазоне $90-110 за баррель, но в прошлую пятницу глава ведомства Алексей Улюкаев заявил, что прогноз будут менять: более вероятной выглядит цена в $80 за баррель. В возможность падения нефти до $60 за баррель Улюкаев не верит.

Большинство экспертов, как и Улюкаев, в обвал цен на нефть не верят. Хотя в Chatham House заявили, что нефть может упасть до $40 за баррель. Ближе всего к реальности могут оказаться прогнозы экспертов Citi Group: нефть еще какое-то время будет колебаться, а затем найдет равновесную точку в диапазоне $70-90 за баррель.

Практически все эксперты сходятся во мнении, что виноваты в падении цен на нефть США: в последние годы в стране стремительно растет добыча нефти и газа благодаря новым технологиям разработки сланцевых месторождений. 

Какое-то время на рынке это было незаметно из-за постоянных геополитических конфликтов, поясняют в издании Vox. Однако теперь Ливия и Ирак наращивают добычу нефти, а значит ее предложение на рынке все время растет. 

Эксперты Citi добавляют еще один фактор, объясняющий нынешнее падение цен. Спрос на нефть со стороны развитых стран и со стороны быстрорастущих экономик Азии, в первую очередь, Китая, почти не растет, что в сочетании с ростом добычи создает излишек нефти на рынке. 

Graph

EIA

Геополитика и нефть 

Нефть обвалилась в пятницу после встречи представителей нефтедобывающих стран, входящих в ОПЕК, которая прошла 27 ноября в Вене. ОПЕК решил не реагировать на падение цен. В Vox полагают, что картель объявил ценовую войну США: нефть будет дешеветь, чтобы американские компании начали сворачивать добычу. На картель приходится порядка 40% нефти, добываемой в мире.

Картель, а вместе с ним и Россия, могут и проиграть в этой войне. Всего 4% проектов по добыче сланцевой нефти в США не ренатбельны при ценах ниже $80 за баррель, пишет Vox. Большинству месторождений достаточно и $42 за баррель. Если эти расчеты верны, то нефтедобывающие страны первыми столкнутся с серьезными экономическими проблемами. Прежде всего, с дефицитом бюджета. Согласно расчетам Citi, бюджет России будет бездефицитным в 2014 году при цене на нефть около $105 за баррель, а в 2015 году – около $107 за баррель. Саудовской Аравии потребуется в следующем году $106 за баррель, Ливии – $184, а Венесуэле – $151.

Graph

Citi Group

У всех все будет хорошо

Падение цен на нефть станет трамплином для мировой экономики. Импортеры нефти будут закупать топливо по низким ценам. Расходы компаний снизятся, цены на товары и услуги стабилизируются или начнут снижаться. 

По оценке CitiGroup, снижение цен на бензин на одно пенни увеличивает располагаемый доход американских потребителей на $1 млрд. Падение цена на бензин увеличивает потребительские расходы американцев: они начинают больше тратить на товары, а не на оплату счетов за свет и тепло.

Падение цен на нефть может изменить ситуацию и в японской экономике. Низкие цены и скромный рост зарплат приведeт к потребительскому буму. Примерно то же произойдет и в Европе.

Graph

Citi Group

Но не в России 

БГ спросил у экономистов, как повлияет падение цен на нефть на нашу страну. Судя по их словам, Россия станет чуть ли не главной проигравшей от падения цен на нефть. Страну ждут рецессия, очень высокая инфляция и сокращение расходов бюджета на здравоохранение и образование. От падения цен на нефть пострадают и российские потребители, доходы которых снизятся. 


Алексей Девятов

Алексей Девятов

Главный экономист "Уралсиб Кэпитал"

- Соответствует ли курс рубля нынешним ценам на нефть? Увидим ли мы дальнейшее падение?

- Мы видим курса рубля, который должен примерно соответствовать ценам на нефть. Может быть, курс рубля сейчас немножко более низкий за счет геополитического фактора и выплат по внешнему долгу, которые трудно рефинансировать из-за санкций. Если бы этих факторов не  было бы, рубль был бы чуть более высоким.

Для укрепления рубля нужен разворот в ценах на нефть, пока в ближайшем будущем не приходится на это надеяться. Цены продолжают снижаться.

- Корректировали ли вы прогноз по инфляции? Каковы ваши ожидания?

- Пока прогноз по инфляции мы не меняли. Но я думаю, если чуда не произойдет и мы не увидим в ближайшее время отскока цен на нефть и укрепления рубля, то, конечно, прогноз придется менять. Каждые 10% ослабления курса добавляют 1,5 п.п. к инфляции на ближайшие 3-4 месяца. Сейчас есть ощущение, что в первом квартале следующего года инфляция станет двузначной год к году.

- Какой будет дефицит бюджета при нынешних ценах на нефть? Будут ли сокращения бюджетных расходов?

- Из-за цен на нефть бюджет много теряет, но за счет ослабления рубля бюджет много выигрывает. Недавно министр финансов Антон Силуанов называл цифру в 1 трлн рублей. Я полагаю, что это адекватная оценка. Сейчас возможные потери бюджета по сравнению с тем, что принято Госдумой, от 500 млрд до 1 трлн. 

Я думаю, что какое-то сокращение расходов будет, ведь министр не зря озвучил эти цифры. Это сигнал, что нужно готовиться к пересмотру бюджета и снижению расходов.

Есть так называемые "несокращаемые расходы": социальные расходы, особенно та часть, которая касается выплаты пенсий. По всей видимости, минимально будут сокращаться расходы на оборону и безопасность, это бюджетные приоритеты в наши времена. Сокращать будут направления, которые связаны с инвестициями в человеческий капитал: образование, здравоохранение, национальная экономика, ЖКХ. 

- Какое падение доходов населения и темпов экономического роста вы ожидаете?

- Все зависит от того, как будут вести себя цены на нефть и рубль. Если цены на нефть в среднем по году составят где-то $70-80 за барр, то можно ожидать рецессии вплоть до 5%. Это серьезное воздействие на экономику. Реальные доходы населения  тоже сократятся. У нас сейчас нет больших ресурсов для поддержки со стороны государства. Это будет ситуация кризиса 2008-2009 годов, но без быстрого восстановления экономики.

Если цены на нефть стабилизируются на уровне $70-80 за барр, то, по нашим оценкам, дно кризиса будет пройдено в третьем квартале следующего года. Есть определенные ограничения в том, что касается рабочей силы: трудоспособное население сокращается из-за неблагоприятной демографии. У нас сейчас достаточно высокая загрузка мощностей. Поэтому восстановление будет не таким быстрым, как в прошлый кризис. Если в 2015 году спад составит 5%, то в 2016 году будет рост в районе 1,5%. Потребуется, как минимум, года три, чтобы отыграть эти 5%. 

Владимир Осаковский

Владимир Осаковский

Главный экономист Bank of America Merrill Lynch

- Какой ваш прогноз по ценам на нефть?

- Сейчас есть существенные риски того, что цены на нефть упадут ниже текущего уровня в ближайшие несколько месяцев. Однако вряд ли это будет надолго. Конкретные цифры назвать сложно, так как они явно будут меняться в ближайшем будущем.

- Насколько нынешний курс рубля соответствует текущих ценам на нефть?

- ЦБ на рынке практически не присутствует на ежедневной основе, поэтому та цена рубля, которую мы видим на рынке, отражает спрос и предложение валюты. Нынешней цене на нефть соответствует примерно этот курс. Конечно, какое-то укрепление возможно при стабилизации, но большого укрепления я бы не ожидал.

- Каковы ваши ожидания относительно инфляции?

- Есть потенциал для ускорения инфляции на фоне девальвации рубля. В ближайшие несколько месяцев возможно ускорение инфляции. Однако в долгосрочной перспективе инфляционных рисков в условиях экономического спада, который мы ожидаем, и в условиях инфляционного тартегирования ЦБ гораздо меньше. Она должна начать замедляться где-то с весны следующего года. 

- Ожидаете ли вы серьезного роста дефицита бюджета и сокращения расходов?

- Возможно дефицит и будет, но он будет не слишком большим. Падение рубля, которое мы наблюдаем, в значительной мере может компенсировать этот дефицит. Остальное правительство покроет из Резервного фонда. Сокращение расходов на следующий год нам пока не грозит.

- Насколько глубоким, по вашему мнению, будет экономический спад в следующем году? Ожидаете ли вы снижения зарплат и уровня жизни в целом?

- Наш прогноз на следующий год – рецессия в 1,5%. В номинальном выражении зарплаты вряд ли будут снижаться, но в реальном, то есть с поправкой на инфляцию, они будут падать. Бурного роста ожидать не стоит. Можно надеяться на стабилизацию и восстановление слабого роста. 

Ярослав Лисоволик

Ярослав Лисоволик

Главный экономист Deutsche Bank

- Какой у вас прогноз по ценам на нефть?

- Мы ожидаем некоторого восстановления цен на нефть в перспективе следующего года. С текущих уровней мы, скорее, будем расти, чем падать. От конкретных цифр я пока воздержусь, но мы роста цен в следующем году.

- Соответствует ли нынешний курс рубля ценам на нефть? Какой у вас прогноз по рублю?

- Курс рубля сейчас не отражает в полной мере тот уровень цен на нефть, который есть. Если цены на нефть стабилизируются, мы ожидаем укрепления курса рубля, чтобы отразить цены на нефть и положительное сальдо платежного баланса и счета текущих операций. Рубль даже при текущих ценах на нефть может стоить дороже нынешнего уровня.

- Вы ожидаете, что из-за сильного падения рубля произойдет рост инфляции?

- Все зависит от того, как долго продлится фактор обесценения рубля. Если он будет сходить на нет, можно ожидать, что инфляция не достигнет двузначных значений. Если курс достаточно быстро вернется к значениям предыдущих нескольких недель, то можно будет избежать двузначных значений.

- Как падение цен отразится на бюджете? Ожидаете ли вы роста дефицита и сокращения расходов?

- При нынешнем уровне цен на нефть и рубля дефицит бюджета будет небольшим. Можно будет легко привлечь финансирование этого бюджетного дефицита. Эффект слабого рубля компенсирует эффект низких цен на нефть. Серьезных проблем с исполнением бюджета в номинальном выражении я не вижу.

С другой стороны, реальное содержание расходов в условиях обесценения рубля будет меньше. Для бюджета в дальнейшем могут появиться обязательства, связанные с тем, чтобы как-то компенсировать инфляционный рост, который происходит из-за слабого рубля. Этот фактор будет сказываться в следующем году и в течение последних лет.

- Ожидаете ли вы в следующем году рецессии?

- Да, в следующем году мы ожидаем падения экономики на фоне тех цен на нефть, которые мы сейчас видим. По ключевым направлениям – потребление и инвестиции – мы видим замедление. Будут поддерживать рост замедление или сокращение импорта на фоне обесценения рубля.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter