Осенью в стране с новой силой разгорелся потребительский бум. В сетях по продаже электроники говорят, что в сентябре вырос спрос на серьезную бытовую технику и дорогие гаджеты. Секрет возросших потребительских аппетитов прост. Россияне перестали копить и тратят свои заработки, как в последний раз. Скупая холодильники и автомобили, они пытаются застраховаться от дальнейшего падения рубля.
Холодильники сметают с прилавков
"Тренд сентября – активизация спроса", – говорит представитель "М.Видео" Антон Пантелеев. Граждане активно тратят деньги на то, что считают хорошим вложением, а для многих это бытовая техника, особенно ведущих брендов, объясняет Пантелеев. "В отличие от западных стран, где техника исключительно утилитарна, у нас это для многих объект престижа, который покупают надолго".
Эту же тенденцию отметили и в сети "Эльдорадо". Директор по связям с общественностью компании Ирина Цеплинская считает, что продажи стимулирует "общая ситуация в стране". Она отмечает изменение структуры продаж сети: "по сравнению с 2013 годом сейчас наблюдается смещение потребительского спроса в сторону крупной бытовой техники. Это подтверждает гипотезу о стремлении покупателя сохранить деньги, покупая товары длительного пользования, а не товары nice to have".
Пантелеев говорит, что в "М.Видео" сейчас раскупают не только бытовую технику, но и престижные и дорогие гаджеты: экшен-камеры, игровые консоли, дорогие смартфоны и планшеты. Еще один новый тренд – рост интереса к кофемашинам (рост продаж на 23% по сравнению с прошлым годом).
Осенний ажиотаж
Экономисты согласны, что в стране разгорелся новый потребительский бум. Из-за ускорения инфляции (8% с начала года в октябре) доходы и зарплаты в реальном выражении последние два месяца снижались. А потребление в сентябре выросло на 1,7% против 1,4% в августе, потребление платных услуг – на 1,9% в годовом выражении. Темпы роста розничных продаж непродовольственных товаров ускорились до 3,5% в годовом выражении после роста на 2,6% в августе.
В Центре макроэкономических исследований Сбербанке объясняют это последней перед полномасштабным кризисом волной ажиотажного спроса: население покупает товары, чтобы защитить свои сбережения на фоне стремительно дешевеющего рубля. Такое уже происходило в марте этого года. К аналогичным выводам пришли и эксперты Центра развития Высшей школы экономики. В основе роста продаж лежит "ажиотажный характер потребления на фоне очередного витка девальвации", пишут эксперты в последнем выпуске "Комментариев о государстве и бизнесе".
Желание потратить заработанное, пока скачки курса не превратили рублевые накопления в мусор зафиксировали и составители потребительского индекса Иванова, который рассчитывают в Sberbank CIB. Индекс строится на основе опроса 2,3 тысяч россиян, проживающих в 164 городах. Их спрашивают о реальном потреблении и потребительских ожиданиях. Практически все компоненты индекса в сентябре снизились, что говорит о снижении потребительских ожиданий россиян. Выросло значение только одного показателя. Большинство участников опроса считают нынешний момент "удачным для крупных покупок".
Относительно доллара рубль в августе просел на 3,5%, в сентябре – еще на 7,4%, относительно евро – на 1,5% и 2,7% соответственно. В ЦР полагают, что это и привело к "девальвационной панике", которая подвела тысячи российских семей к идее покупки нового холодильника или стиральной машины.
Экономисты предупреждают: рост потребления, вызванный высокой инфляцией и валютной паникой, временный. Расходы на продукты питания в сентябре уже сократились на 0,5%, как только россияне потратят последние рубли из заначек, тут же упадет спрос и на бытовую технику.
Юлия Цепляева Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России |
"Представьте, что у вас есть проблемы с обменным курсом. Вы не знаете, где остановится рубль. Конечно, вам говорят эксперты, что будет укрепление, а не снижение. Но вы не знаете, верить этому или нет.
Это значит, что товары, которые не сразу отражают удешевление рубля, становятся очень выгодными. Например, автомобили или товары длительного пользования продаются по ценам, сформированным в то время, когда рубль был крепче.
Когда будущее неопределенно и когда падает доверие к банковской системе (ЦБ с начала год отозвал 64 лицензии), народ переходит к сбережениям в товарной форме и скупает товары длительного пользования. Доказательство - рост товарооборота непродовольственных товаров. Он выше общего роста товарооборота чуть ли не в два раза.
Трудно сказать, сколько продержится такой ажиотажный спрос. В марте этого года он продержался около двух месяцев. Мы тогда видели, что в марте-апреле 2014 года резко снизился спрос на авиабилеты, цены на которые мгновенно реагируют на удешевление рубля и удорожание валют. А спрос на товары длительного пользования вырос. Сейчас мы видим примерно то же самое".
Олег Кузьмин главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитал" |
"В сентябре этого года мы видели ускорение темпов роста оборота непродовольственных товаров. Это явление связано с ослаблением рубля, мы считаем, что рациональное поведение. Рост спроса на непродовольственные товары связан с опережающим эффектом. В условиях резкого падения курса национальной валюты люди стремились приобрести товары длительного пользования импортного производства до того момента, как их цены затронет ослабление рубля.
В основе всего лежит желание купить товары, пока они не подорожали. Пик придется на октябрь, но вряд ли он продлится больше двух месяцев. Мы уже увидели подобное в начале этого года: население активно скупало товары в первом квартале на фоне ослабления рубля, затем продажи снизились.
Мы полагаем, что наибольший эффект наблюдается в электронных товарах длительного пользования, отчасти в автомобилях, темпы роста продаж которых прекратили сокращаться так стремительно, как сокращались летом".