Замедление российской экономики уже сказывается на рынке торговой недвижимости. В третьем квартале 2014 года, по оценке Jones Lang LaSalle, доля свободных площадей в торговых центрах Москвы выросла с 3,5% до 6%.
Отчасти это связано с увеличением предложения торговой недвижимости: с начала года на рынок вывели уже 285 тысяч квадратных метров площадей в торговых центрах, это почти в 1,5 раза больше, чем в 2013 году.
В третьем квартале 2014 года было введено в эксплуатацию на 20% больше торговых площадей, чем в третьем квартале прошлого года. Начали работу такие крупные объекты, как ТЦ «Водный», общим объемом 32 тысячи квадратных метров, и ТЦ «Алфавит», объемом 11 тысяч квадратных метров.
В четвертом квартале 2014 года, по оценке JLL, в Москве будет введено в эксплуатацию еще пять новых торговых центров, общей площадью более 450 тысяч квадратных метров.
Если будут открыты все объекты, которые заявлены, то объем ввода торговых площадей в эксплуатацию в этом году составит 750 тысяч квадратов – это рекорд для рынка.
Девелоперы уже сокращают свою активность, это связано с невысоким спросом на аренду торговых площадей и проблемами с доступом к капиталу. В ближайшее время девелоперы не будут начинать строительство новых объектов. Повторится ситуация 2009 года: в течение ближайших лет резко сократится количество вводимых в оборот торговых площадей, прогнозируют в JLL.
Не лучшее время открывать магазин
Экономическая ситуация в России остается сложной, а курс рубля продолжает падать. Компаниям все тяжелее даются решения об открытии новых торговых точек. Многие торговые сети на фоне снижения покупательской способности россиян и замедления роста розничных продаж пересматривают планы по развитию, некоторые из них не только отказываются от планов по открытию новых магазинов, но и закрывают старые, которые перестали приносить прибыль.
Скорость заполнения торговых центров в итоге снижается. Прогноз JLL неутешительный: в 2015 году доля свободных торговых площадей будет быстро расти.
Стоимость аренды пока не снижается
Ставки аренды пока не меняются, хотя торговые компании пытаются заставить девелоперов их снизить. Средняя ставка аренды в торговых центрах Москвы составляет $0,5–1,8 тысячи за квадратный метр в год, максимальная – $3–4,5 тысячи за квадратный метр в год.
Пока девелоперы согласны лишь на небольшие уступки – например, привязать арендную ставку к нижней границе процента от размера оборота в новых объектах.
Москве все еще не хватает торговой недвижимости
Общий объем предложения торговых площадей в Москве в конце третьего квартала составил 3,8 млн квадратных метров.
Однако по уровню обеспеченности торговой недвижимостью, то есть по ее объему на душу населения, Москва уступает не только европейским городам, но и Санкт-Петербургу. На тысячу человек в Москве приходится 319 квадратных метров торговых площадей против 407 в Питере.