После кризиса 2008 года тема неравенства в мире стала особенно популярной: банкиры и сотрудники крупных корпораций зарабатывают миллионы, а кто-то едва может свести концы с концами. От роста экономики после кризиса обогатились в основном те, кто и так был богат. А доходы среднего класса во многих странах мира или не растут, или вообще сокращаются.
Разрыв в доходах между богатыми и бедными, согласно коэффициенту Джини, наиболее высок в развивающихся государствах, в том числе в беднейших странах Африки. Там местная элита забирает себе значительную часть богатства. Среди крупных мировых экономик высок уровень неравенства в Китае, США и России, а также в странах Латинской Америки. Более или менее равномерно национальные доходы распределены в Европе, Канаде и Австралии.
Заложники высокого неравенства
Элиты во многих странах мира практически не сменяются. Дети богатых родителей продолжают получать больше своих сверстников из бедных семей. В США в последние десятилетия снижалась экономическая мобильность между поколениями, то есть люди, рожденные в бедных семьях, все реже становятся богатыми. Историй успеха бедняков, ставших миллионерами, единицы.
Похожее происходит и в других странах мира, особенно страдающих от высокого неравенства. Те, кто родился богатыми, остаются богатыми, а те, кто родился бедными, не могут вылезти из ловушки низких доходов.
Экономисты анализируют мобильность между поколениями с помощью особого инструмента – "Кривой Великого Гэтсби". Свою название кривая получила в честь романа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда "Великий Гэтсби", главный герой которого смог превратиться из бедняка в богача, но так и не стал ровней тем, кто родился богатым. Кривая Гэтсби показывает, каковы шансы молодых людей из бедных семей увеличить свои доходы и насколько доходы родителей определяют будущее финансовое состояние их детей.
Сейчас шансы, что человек из семьи с низкими доходами в США будет зарабатывать столько же, сколько человек из семьи с высокими доходами, примерно равны тому, что у мужчины ростом 160 см родится сын ростом 185 см. Иначе говоря это весьма маловероятно.
Правда, это касается далеко не всех стран, показал старший экономист Федерального резервного банка Чикаго Башкар Мазумдер: у европейцев куда больше шансов выбраться из ловушки бедности. Решающую роль здесь играет уровень неравенства в стране. Чем выше уровень неравенства, тем ниже мобильность между поколениями. Таким образом выводы эксперты относительно США можно применить и к другим странам, в том числе России или Китаю.
В основе анализа экономиста лежит показатель эластичности доходов между поколениями – он показывает, как рост доходов родителей приводит к росту доходов детей. Если показатель достаточно высокий, как в случае с США или Великобританией, то это означает, что доходы детей почти полностью зависят от доходов родителей. Фактически богатство в таких странах передается по наследству, а бедняку почти невозможно разбогатеть.
Косвенные доказательства нашли и в Лондонской школе экономики. Авторы исследования изучили списки студентов Оксфорда и Кэмбриджа с 1170 по 2012 годы, а также завещания, в которых указывают размер состояния умерших. Оказалось, что социальный статус людей передается из поколения в поколения, а уровень экономической мобильность за последние столетия был довольно низким. Выводы все те же: на протяжении многих лет богачи остаются богачами, а бедняки – бедняками.
Бедняки не могут получить хорошее образование
Мазумдер нашел объяснение этому фактору. Он усовершенствовал "Кривую Гэтсби": его кривая показывает, насколько велики шансы у человека из небогатой семьи получить такое же образование, как у человека из богатой семьи. Оказалось, основная проблема именно в этом – в образовании. В некоторых странах вроде США и Великобритании уровень образования 10% самых богатых людей намного выше уровня образования 10% самых бедных. Это и определяет низкую экономическую мобильность в этих странах.
Экономист исследовал три основных компонента образования: грамотность, умение считать и навыки решения проблем и задач. Для того экономист использовал данные опросов PIAAC – это международная программа оценки компетенции взрослых людей, которую проводят ОЭСР. В ней принимают участие 166 тыс человек в возрасте от 16 до 65 лет в 24 странах мира.
Автор сравнил распределение навыков 90-й перцентиля, то есть десятой части самых образованных людей, к 10-му перцентилю, то есть десятой части самых необразованных людей. Оказалось, что неравенство и разрыв в доходах в США определяет именно образование. Люди из семей с низкими доходами, как правило, плохо образованы и не имеют навыков решения проблем.
Свою роль играют и некогнитивные способности – личные качества человека вроде амбиций или силы воли. Они в еще большей мере объясняют неравенство в доходах. У детей из бедных семей некогнитивные способности хуже, чем у детей из богатых семей.
В странах, где неравенство по образованию меньше, экономическая мобильность выше. Это касается, в первую очередь, стран Европы.