Атлас
Войти  

Также по теме

"Ситуация будет напоминать кризис 2008-2009 годов"

Ситуация в экономике России становится с каждым днем все хуже, но пока остается управляемой, полагают опрошенные БГ эксперты. Главный риски: резкий обвал нефтяных цен, банкротство какого-либо из крупных банков и вспышка паники на валютном рынке

  • 14234
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Ситуация в российской экономике с каждым днем становится все более напряженной. Падение цен на нефть и санкции, которые страны Запада ввели против России, заставляют рубль падать. ЦБ установил на эти выходные курс доллара на уровне 56,89 рублей, а курс евро – на уровне 70,5 рублей. Курсы обеих валют выросли примерно на 2 рубля за неделю. 

Экономисты в растерянности, потому что пока не видят  "дно" у этого кризиса. Одни уверены, что падение продолжится, ввергнув российскую экономику в хаос. Например, экономист Андерс Ослунд предрекает России самый обширный кризис с момента падения СССР. 

Российские экономисты более сдержанны в своих прогнозах. Большинство предполагает, что нефть стабилизируется на уровне $70-75 за барр в следующем году, что остановит падение курса рубля. Экономика окажется в неглубокой рецессии, а цены продолжат расти. Произойдет несколько облегченная версия кризиса 2008-2009 года, после которого экономика ждет долгое и медленное восстановление.  

Даже при таком сценарии, жить в России будет не так комфортно, как раньше. Девальвация рубля приводит к росту цен, снижению доходов и сокращению сбережений. Это уже заметно. Россияне отказываются от поездок за рубеж и начинают экономить на новогодних праздниках.

Есть только одно "но" - исключить дальнейшего снижения цен на нефть никто не может. Очень глубокое падение цен на нефть, очередной виток ослабления рубля или банкротство крупного российского банка могут привести к панике на валютном рынке. Если она начнется, экономический коллапс станет неминуем. 

Валерий Миронов

Валерий Миронов

Эксперт Центра развития Высшей школы экономики

- Насколько на данным этапе экономический кризис контролируем со стороны правительства и Центробанка?

- Неизвестно, какой будет цена на нефть в следующем году. Это и приводит к падению рубля. России в следующем году нужно погасить задолженность на уровне $100 млрд. Сколько потребуется денег на ее погашение, зависит от цен на нефть. Сейчас есть прогнозы, что нефть будет и $40, и $50, и даже $30 за барр. Поэтому компании стараются накапливать валюту по максимуму. Никто не знает, сколько нужно будет рублей, чтобы купить доллары в следующем году. Поэтому все делают запасы сейчас.

ЦБ и правительству фактически нужно пройти между Сциллой и Харибдой. Поэтому совершенно не ясно, насколько правительство готово к кризису. Есть совершенно разные рекомендации о том, как пройти между валютным и банковским кризисами, чтобы ни того, ни другого не было, да и еще хочется, чтобы реальный сектор что-то производил, чтобы не было рецессии.

Но в целом ситуация контролируется. Если паники не будет, то ресурсов государства достаточно, чтобы обеспечить предприятиям возможность погасить задолженность даже в условиях невозможности взять новые валютные кредиты. У ЦБ денег больше $200 млрд, а платежи – только $100 млрд. Вопрос в том, чтобы это не превратилось в панику.

- Какие ваши ожидания? Как ситуация будет развиваться?

- Средняя цена на нефть в следующем году будет в районе $70 за барр. Это приведет к небольшой рецессии. Курс рубля должен быть на нынешнем уровне или чуть повыше – в раойне 47-50 рублей к доллару. Это наиболее вероятный сценарий. Я предполагаю, что не будет никакой паники. Какого-то глубокого кризиса в следующем году быть не должно.

- А что могло бы запустить панику?

- Панику могло бы запустить банкротство банка. Также к панике может привести еще большее падение цен на нефть.  Что-то переключится в мозгах людей, они начнут снимать деньги со счетов в банках и покупать доллары. 

Алексей Девятов

Алексей Девятов

Главный экономист "Уралсиб Кэпитал"

- Насколько правительство и Центробанк контролирует развитие ситуации в экономики сейчас? Могут ли они как-то повлиять на ход кризиса?

- Резкое падение цен на нефть, закрытие внешних рынков капитала и, как следствие, обвальное падение рубля – это плохо для экономики, это большой шок. Естественно, это приводит к более высокой инфляции, слабый рубль будет разгонять цены на импортные товары и частично на наши отечественные аналоги. Это будет плохо влиять на доходы населения, на потребительскую активность и будет тянуть экономику вниз.

Исходя из тех цифр, которые мы видим, например, из индексов PMI, мы видим серьезное сжатие деловой активности в секторе услуг уже в ноябре.

Мы с очень большой вероятностью можем получить ситуацию, которая будет напоминать кризис 2008-2009 годов. Возможно, не такой глубокий, но достаточно серьезный спад может произойти.

К сожалению, возможности правительства ограничены. У нас нет ресурсов, которые были в прошлый кризис. Поэтому возможности по поддержке пенсий, поддержке зарплат бюджетников у нас, к сожалению, не так много. Какие-то инвестиционные проекты, которые будут финансироваться из Фонда национального благосостояния, занимают время. Если они будут реализованы, то это произойдет за пределами следующего года. Сейчас идет речь о том, что средства ФНБ будут расходоваться на докапитализацию банков, что не повлияет на темпы роста экономики.

Все, что нам может сейчас помочь, – это резкое восстановление цен на нефть и постепенное снятие западных санкций. Эти события сейчас выглядят достаточно маловероятно.

- Какие ваши ожидания на следующий год?

- Мы работаем над новыми прогнозами. Мы предполагаем более низкие цены на нефть и более длительные санкции. Это означает, что в России будет рецессия, причем довольно ощутимая, можно говорить о спаде на уровне 4-5%. 

- Приблизились ли мы к какому-то дну кризиса?

- Сложно сказать, пока ситуация выглядит так, что по крайней мере цены на нефть продолжат падение. Насчет дна, наверное, еще немного рановато. Но сейчас вряд ли кто-то даст точные прогнозы. Понимания, почему цены на нефть падают, нет.

- Ожидаете ли вы, что какое-то негативное событие, например, дальнейшее падение цен на нефть или банкротство банка, могут привести к панике у населения?

- Большинству населения цены на нефть сами по себе не очень интересны. Да и рубль далеко не всем интересен, потому что большая часть населения получают деньги в рублях, живут от зарплаты до зарплаты и каких-то больших сбережений у них нет.  Для них и рубль не так важен. Рост цен, который они видят в магазинах, неприятная вещь. Поэтому вряд ли население будет бурно реагировать на цены на нефть.

Центральный банк будет предпринимать меры для стабильности банковской системы. Если говорить о крупных банках, то вероятность того, что крупный банк может обанкротиться, причем таким образом, что это могло бы вызвать банковскую панику, низкая. ЦБ не допустит такого развития события, ведь они не случайно создали список системно значимых банков. ЦБ держит руку на контроле, если ситуация в каком-либо банке будет становится критической, ЦБ сделает все, чтобы не допустить паники.

Олег Кузьмин

Олег Кузьмин

Главный экономист "Ренессанс Капитал"

- Насколько правительство и Центробанк контролирует развитие ситуации в экономики сейчас? Могут ли они как-то повлиять на ход кризиса?

- Сейчас ситуация становится объективно более тяжелой. Россия столкнулась с двумя шоками. Она столкнулась с внешним шоком в связи с падением цен на нефть и с кредитным шоком, связанным с необходимостью возвращать внешний долг.

Говорить о том, что ситуация становится неуправляемой, я бы не стал. До этого нам еще далеко. Есть все предпосылки, что такого не случится.

Падение рубля не несет угроз для общей макроэкономической стабильности, мы не видим никакой паники на улице. Более высокая инфляция, например, где-то может помочь импортозамещению. Российский банковский сектор продолжает абсолютно нормально функционировать и угроз системного банковского кризиса просто нет. У России есть значительные международные резервы, которые могут быть использованы для поддержки погашения внешних долгов и для поддержки бюджета, который пострадает от более низких цен на нефть. Рынки функционируют нормально.

Пока неуправляемого процесса нет, но и его и не будет. Мы видим, что рубль падает, но это не потому что процесс неуправляемый, а потому что власть его не поддерживает. Рубль при изменившихся условиях должен быть более слабым, он уже не может стоить ниже 40 рублей за доллар. Было бы странно пытаться его удерживать.

- Как вы видите дальнейшее развитие ситуации? Какой ваш прогноз на следующий год?

- Мы можем увидеть некоторое краткосрочное снижение цен на нефть. Но в целом мы полагаем, что во второй половине следующего года такие низкие цены на нефть приведут к снижению производства нефти. Это касается и новых месторождений, в том числе и в США, а также традиционных. Кроме того, может несколько вырасти спрос. Мы ожидаем, что цены на нефть начнут расти в следующем полугодие. В 2015 году цены на нефть будут на уровне $75 за барр.

При таких условиях мы полагаем, что падение ВВП в следующем году составит чуть больше, чем 2%. Основным негативным фактором для роста станет инвестиционная активность – инвестиции опять упадут.

Но при этом темпы роста потребительского спроса вряд ли снизятся. У нас сейчас в стране рекордно низкий уровень безработицы, связанный с демографическими особенностями и недостатком кадров на рынке труда. Я полагаю, что безработица при таких условиях вряд ли существенно вырастет, сейчас она порядка 5%, возможно, она вырастет до 6% в следующем году. Люди продолжат работать, они будут заняты, а значит будут продолжать потреблять продукты, товары и услуги.

Сейчас рубль уже достаточно сильно недооценен. Рубль стал слабым из-за двух причин – это нефть и санкции. Наиболее сильное влияние этих факторов мы видим в декабре, как раз в этот период цены начали резко снижаться. Есть ощущение, что есть в рубль заложена цена на нефть меньше $60 за барр. Именно на декабрь приходится пик выплат внешнего долга. Поэтому даже при более дешевой нефти курс должен быть более крепким. Мы полагаем, что в среднем курс доллара в следующем году составит 45 рублей, а заметное укрепление может даже начаться в первом квартале.

Инфляция ускорилась до 10% из-за ослабления рубля. Темпы роста будут особенно высоки в начале следующего года, так как скажется эффект от ослабления рубля. Но затем этот эффект исчерпает себя. Давления на цены со стороны спроса не будет. По итогам года, инфляция может снизится до 6-7%. 

- Есть ли какие-то неожиданные риски, которые могут спровоцировать панику?

- Сейчас сложно это прогнозировать. Основные риски могут исходить из последствий геополитических процессов. Мы надеемся на разрешение ситуации на Украине, но прогнозировать эту ситуацию очень сложно. Основные риски могут прийти именно оттуда, даже не от нефти.

Текущая ситуация намного проще и легче, чем была шесть лет назад, в 2008-2009 годах. Пока запрос прочности у текущих институтов и резервов имеется даже на дальнейшее неблагоприятное развитие событий. Все будет плохо. Но пока катастрофы нет.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter