Атлас
Войти  

Также по теме

Закрытие сетевого магазина в кризис губит всех его соседей

Агломерация - ключевое преимущество городов. Оно же в кризис становится их самой главной проблемой. Из-за эффекта "агломерации банкротств" магазины и другие предприятия ритейла закрываются по цепочке, выяснили американские экономисты

  • 9320
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Сила городов – в эффекте агломерации: предприятия, люди, идеи и деньги собираются в одном месте и становятся успешнее за счет сокращения издержек на связь и транспорт, появления тысяч новых экономических и человеческих связей и контактов. Но в кризис этот эффект оборачивается против городов, выяснила большая группа американских экономистов из нескольких самых известных научных центров страны. Банкротство становится вирусом, который по цепочке поражает одно предприятие за другим. 

Группа экспертов из Гарварда, Массачусетского технологического института и консалтинговой компании Deloiite исследовала новое для экономики городов явление: агломерацию банкротств. Они выяснили, что в кризис 2008 года множество предприятий ритейла стали его жертвой. Относительно успешные и крепко стоящие на ногах магазины закрывались просто потому, что разорялись их соседи по шопинг-молам и торговым улицам. 

Сетевые магазины и их соседи

Экономисты исследовали ритейл, как самый наглядный пример действия эффекта агломерации банкротств. В прошлый кризис на улицах американских и европейских городов магазины закрывались один за другим, хотя некоторые вполне могли работать. Примерно то же самое сейчас происходит на крупных торговых улицах в центре Москвы. 

В ходе исследования экономисты постарались исключить уникальные факторы, связанные с экономической ситуацией в каждом конкретном городе. Поэтому в выборку они включили только крупные сетевые магазины. Если сеть испытывает финансовые проблемы и закрывается, то ликвидируются все магазины, входящие в нее, независимо от финансовой ситуации в конкретных городах. 

Ученые проанализировали, как закрытие сетевых магазинов влияет на их соседей по торговым центрам и торговым улицам. 

Та самая цепь

В распоряжении экономистов оказались данные о состоянии американских торговых сетей Chain Store Guide за 2005-2010 годы. В выборку вошли магазины разной направленности: торгующие промтоварами, электроникой, одеждой, супермаркеты, магазины с фиксированной ценой на все товары и так далее.

Были проанализированы данные о 50 крупнейших торговых сетях США, на которые в 2010 году пришлось более 111 тысяч из 166 тысяч работающих в стране сетевых магазинов, 67% всей выборки. Все эти магазины экономисты нанесли на карту страны вместе с данными о количестве их сотрудников. 

Эти данные эксперты соотнесли со статистикой по банкротствам. В рассматриваемый период в США было несколько крупных банкротств торговых сетей, например, обанкротились сети Circuit City, Goodys, G+G Retail или KB Toys.

Всего за 2005-2010 год заявления о банкротстве подали 30 компаний. Волна массовых банкротств торговых предприятий пришлась на 2007-2009 годы – пик глобального экономического кризиса. 

В каждом конкретном году эксперты подсчитали, сколько магазинов было закрыто. Если в 2007 году скорость закрытия магазинов составляла 1,4%, то в 2008 году – 11%. 

Map

Nber

Количество магазинов-банкротов выросло с 4,2 тысяч в 2007 году до почти 6,2 тысяч в 2008 году (4,2% всех сетевых торговых точек). В 2007 году было закрыто 160 магазинов, которые входили в торговые сети, в 2008 и 2009 годах соответственно 2,6 тысячи и почти 3 тысячи. 

Агломерация банкротств

Всего эксперты рассмотрели 21 случай банкротства крупной торговой сети. Все эти сети работали в нескольких американских штатах. 

Результаты исследования показали, что закрытие магазинов, входящих в сеть, увеличивает вероятность того, что магазины, не входящие в сеть и не испытавшие трудностей, но находящиеся с ними по соседству, также будут закрыты.  

Закрытие крупных сетевых магазинов сильно ухудшает ситуацию в районе, где они работают. Если обычный магазин находится по тому же адресу, что и сетевой магазин, который закрывается из-за банкротства, вероятность его закрытия увеличивается на 0,36 п.п. Если учесть особенности каждого региона, то вероятность банкротства становится еще больше: от 5,9% до 10,7%.

Фактически, банкротства распространяются по цепочке: каждое новое банкротство сокращает плотность торговой сети в районе и приводит к закрытию все новых и новых магазинов. 

Точно такая же зависимость была установлена и для крупных торговых центров. Закрытие магазина крупной сети, расположенного в шопинг-моле, увеличивает скорость закрытия соседних магазинов на 0,3 п.п. Если закрывается "якорный" магазин, то вероятность его соседей увеличивается на 14,7% по сравнению с базовыми расчетами.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter