С 2008 по 2013 годы продажи пива в России снижались в среднем на 4% в год, а в 2013 году рынок провалился на 5%, констатируют в Euromonitor International. Спад на российском пивном рынке во многом связан с различными ограничениями на продажу алкоголя. Например, в Москве и Подмосковье пиво нельзя купить после 11 часов вечера.
Падение рынка заставляет производителей искать новые ниши. Теперь они не стараются увеличить объемы продаж, а пытаются предлагать покупателям более дорогое и качественное пиво.
В Москве особую популярность прибрело крафтовое пиво – это пиво, сваренное на небольших пивоварнях. Часто при его изготовлении пивовары экспериментируют, чтобы добиться необычного вкуса. При этом неотъемлемой чертой крафтового пива являются традиционные ингридиенты.
По этому пути идут и крупные пивоварни. Например, "Балтика", которая вывела на рынок в 2014 году новый бренд "Коллекция пивовара". Это пиво также претендует на то, чтобы быть крафтовым. Efes Rus также пошел по этому пути и вывел на рынок "3873 Особая варка". Крафтовое пиво производят и небольшие российские пивоварни.
Компании готовы вкладывать деньги в дизайн и продвижение пива в премиум-сегменте. Они всячески пытаются донести до покупателей, что новые сорта пива вкуснее, чем обычные, и более качественные.
Популярность крафтового пива может помочь повысить продажи европейских сортов пива на российском рынке. Тем более, они в достаточном количестве представлены в магазинах с крафтовым пивом. В нескольких популярных пивных магазинах собраны сорта пива со всего мира.
Правда, насколько долго продлится эта тенденция, не ясно, полагают в Euromonitor. Из-за девальвации рубля и высокой инфляции доходы россиян падают, а покупать дорогое крафтовое пиво для них становится все более сложным. В такой ситуации производителям пива, возможно, опять придется сконцентрироваться на дешевом сегменте.