Резкое снижение курса рубля, падение цен на нефть, нестабильность в и непредсказуемость экономической ситуации заставляют россиян вкладывать сбережения в недвижимость. Как следствие, активно растет спрос на квартиры, прежде всего, эконом-класса. По данным компании "ИРН-Конслатинг", в ноябре объем предложения на первичном рынке сократился на 9,5%, одновременно цены выросли на 4,6%. Сегодня девелоперы всеми способами пытаются привлечь новых покупателей, предлагая специальные условия и предновогодние скидки. БГ узнал о лучших предложениях в Москве и Подмосковье.
Продать дешевле или не продать вообще
Традиционно в конце ноября-начале декабря столичные и подмосковные застройщики в сегменте жилья эконом-, комфорт-, бизнес- и премиального класса предлагают различные специальные программы, акции, скидки, подарки. В конце года девелоперы стараются выполнить план по продажам сразу за два месяца, поскольку в январе из-за длительных праздников рынок сильно проседает. Кроме того, на фоне дешевеющего рубля, высокой инфляции и снижения платежеспособного компании стремятся получить как можно больше клиентов, которые после очередного скачка цен предпочтут воздержаться от покупки жилья.
"Все прекрасно понимают проблемы с ликвидностью и исходят из того, что лучше продать дешевле, чем не продать вообще, поскольку не исключено, что завтра придется снижать цены еще больше", – говорит Олег Репченко, руководитель аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости". Судя по словам опрошенных БГ специалистов, по величине и содержанию специальные предложения остаются на уровне прошлых лет: скидки в пределах 5-7%, беспроцентные рассрочки, более выгодные условия по ипотеке, специальные подарки и прочие преференции.
Скидка 3% и льготы по ипотеке
"Новогодние скидки повышают объем продаж в среднем до 15 %, но сейчас, в столь не простой экономической ситуации трудно строить прогнозы, - говорит Ирина Кирсанова, директор по маркетингу компании "Пересвет-Инвест". - В любом случае, новогодние акции – традиция, от которой мы не отказались и в этом году. В декабре мы предоставляем скидку 3% при полной оплате квартиры в ЖК "VERSIS", ЖК "Новотроицкий", ЖК "Барбарис", ЖК "Палитра". Недавно стартовала акция в ЖК "Белый Парк" на квартиры больших площадей (3-4 комнаты), что существенно повысило продажи".
В компании "Донстрой" до конца декабря действует промо-акция: на покупку квартиры в любом проекте, используя ипотечные программы ВТБ24, распространяется скидка 1% к базовой процентной ставке по ипотеке в рублях. Предложение действует на 17 объектах, включая "Алые паруса", "Долина Сетунь", Barrin House, Grand de luxe на Плющихе, "Триумф-Палас" и другие.
Неслыханная щедрость
Куда более щедрые скидки предлагает компания СУ-155: в рамках новогоднего спецпредложения квартиры в новостройках Москвы и Подмосковья (ЖК "Южное Домодедово", "Like City", "Sky City", "Flight City") можно приобрести с 15- и даже 17% дисконтом. Действие акции по самым популярным проектам заканчивается в середине декабря.
В течение всего декабря при покупке коммерческих площадей в ЖК "Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры" девелоперская компания "Химки Групп" предлагает покупателям беспроцентную рассрочку на три года.
ФСК «Лидер» и ВТБ24 с 1 декабря снизили ипотечные ставки на покупку квартир в Московском регионе на 0,5%. Теперь минимальная ставка в рублях составит 12,45 % при сумме кредита свыше 5,5 млн рублей.
Новый год приходит раньше
Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании "Химки Групп" говорит, что в этом году сезонные акции начались раньше обычного – не в декабре, а с середины ноября, при этом примерно у трети таких предложений нет тематической привязки к Новому году и Рождеству.
Примерно половина декабрьских скидок, предлагаемых на первичном рыке, не превышает 2-3%, треть от всех акций – скидки в пределах 3-7% от стоимости квартиры. Но есть и единичные предложения – не более 5 % от всех разнообразных специальных программ и акций на рынке, по которым размер скидки достигает 10-12%.
Размер скидок и бонусов зависит от финансовой модели, заложенной девелопером на этапе старта проекта, а также от целей, которые стоят перед девелопером или инвесторами. Одни застройщики стремятся как можно скорее продать весь объем предложения (особенно если он велик) – это может быть связано с кредитной нагрузкой, нехваткой денег, необходимых для завершения строительства, или позицией акционеров, либо сразу всеми этими факторами.
Другие застройщики ориентируются не только на объем продаж, но и на необходимую маржинальность, не поддаваясь паническим настроениям, не снижая цены, но и не повышая их, учитывая все же специфику рыночной конъюнктуры. Так, в компании Urban Group БГ заявили, что "современный и действенный способ увеличения числа сделок – это создание уникального конкурентоспособного продукта, а не предоставление скидок".