Восточная Азия – это мировая фабрика. Промышленно развитые страны региона производят запчасти и компоненты, затем из них в совсем бедных странах региона собираются конечные продукты, которые затем отправляются в США, ЕС и другие богатые государства.
Маттиас Хельбе (Matthias Helble) из Азиатского института развития и Бун-Лун Нгиан (Boon-Loong Ngiang) из Criteo уверены, что эволюция Восточной Азии на этом не закончилась. Теперь регион превращается в главного мирового потребителя.
К этому выводу эксперты пришли, изучив структуру экспорта Восточной Азии. Пока она вполне напоминает мировую фабрику. В 2012 году более 50% экспорта приходилось на промежуточные товары, которые необходимы для сборки готовой продукции. Более 60% экспорта приходилось на другие страны региона.
Но после экономического кризиса 2008-2009 годов структура экспорта начала меняться. Европейцы и американцы в последние годы вынуждены экономить и меньше потреблять. Им уже не нужно так много азиатских товаров. Жители Восточной Азии, напротив, разбогатели и готовы покупать больше. В итоге, растет экспорт потребительских товаров внутри стран региона.
Если в 1999-2000 годы примерно 60% всех товаров из Восточной Азии отправлялось в ЕС и США, то в 2011-2012 году их доля упала до 40%. Сейчас 30% продукции потребляется внутри региона, всего 30% уходят в другие страны мира.
Как Азия превращается в большой торговый центр
Статистика по экспорту не дает полного представления об изменении структуры экономики региона. Хельбе и Нгиан нашли более надежный показатель. Для каждого компонента экспорта они оценили расстояние, на которое он транспортируется. Это средние значения за год.
Восточная Азия остается главной производственной фабрикой мира. Но расстояние доставки сырья и промежуточных товаров сократилось, теперь их шлют из одной азиатской страны в другую.
За последнее десятилетие потребительские товары в среднем перевозились на 8 тысяч км, чтобы достичь своего конечного пользователя. Однако после кризиса это расстояние сократилось на 4,4%.
Этот показатель для товаров из ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли вырос на 26% и 14%. Часть товаров из этих стран сейчас отправляется в Азию.
Азиаты становятся богаче и хотят больше покупать
Изменения, по мнению экспертов, связаны с двумя основными причинами. Первая из них внешняя: США и ЕС до сих пор не могут справиться с последствиями кризиса 2008-2009 годов. В последние годы Восточная Азия играет все более заметную роль в мировой экономике. Если развитые страны не могут ускорить свой рост, то Азия продолжает наращивать экономическое влияние.
Есть и внутренняя причина: быстрые темпы роста экономик Восточной Азии привели к росту доходов населения. Теперь азиаты хотят больше покупать. Если в регионе не будет военных конфликтов или нового экономического кризиса, эта тенденция сохранится.
Кроме того, если больше товаров будет продаваться внутри региона, то снизятся издержки на транспортировку и хранение. Производители смогут больше зарабатывать, а цены снизятся. В Азии будут открываться новые заводы, которые будут производить конечные товары, которые будут продаваться внутри региона. А значит, благосостояние азиатов еще вырастет, и они смогут покупать еще больше.