Резкая девальвация рубля и высокая инфляция неизбежно ударят по российскому потребительскому рынку, уверены Euromonitor International. Признаки этого уже заметны: Apple приостановила онлайн-продажи своей продукции в России, в магазинах переписывают ценники, импортеры приостановили поставки своих товаров в Россию.
Эксперты Euromonitor International проанализировали, что будет с российским рынком одежды, если финансовая и экономическая нестабильность сохранится. Сильнее всего пострадают компании Adidas и Inditex (бренды Zara, Bershka и другие).
Флагманский рынок Adidas
В России спортивная одежда и обувь марки Adidas намного популярнее Nike. Но то, что когда-то было значительным преимуществом компании, теперь может принести ей убытки. На Россию приходится 7% мирового объема продаж Adidas по сравнению с 1% у Nike. В течение многих лет Adidas инвестировала в Россию и называла этот рынок приоритетным для компании.
Компания в этом году уже предупредила о сокращении прибылей, частично связанной с ситуацией в России. С июля стоимость акций Adidas снизилась на 25%.
В 2018 году в России пройдет Чемпионат мира по футболу, официальным спонсором которого является Adidas. По идее, это должно было укрепить позиции компании в стране, но в условиях финансового и экономического кризиса перспективы этого спортивного события становятся туманными.
В отличие от Adidas Nike будет легче занять выжидательную позиции в отношении России. В любом случае обе компании отложат планы по расширению в стране до стабилизации рубля.
На рынке спортивной одежды могут выиграть местные бренды вроде Demix и Bosco Sport.
Подушка безопасности для Zara
Магазины одежды серьезно пострадают от девальвации валюты. Из-за ослабления рубля их прибыльность резко снизилась. Ряд крупных международных брендов, например, Esprit, New Look и River Island уже объявили о закрытии магазинов в России.
Одним из главных пострадавших в результате девальвации рубля станет компания Inditex (бренды Zara, Bershka и другие). Она уже объявила о закрытии флагманского магазина Zara на Тверской улице. По данным СМИ, компания приостановила поставки товара в магазины. Всего Inditex управляет 442 магазинами в России.
В отличие от Adidas у Inditex есть подушка безопасности: она продает свои товары в Азии, и постоянно расширяет присутствие в Северной и Латинской Америке.
Слишком большой рынок
Рубль буквально рухнул на этой неделе, но некоторые крупные ритейлеры успели загодя поднять цены. Apple, McDonald’s, Renault и Cartier подготовились к девальвации лучше остальных, но их примеру в декабре и январе последуют все международные игроки на российском рынке.
Им предстоит непростой год: одежда, бургеры и золотые кольца трудно отнести к товарам первой необходимости, значит, россияне начнут экономить именно на них, когда подорожают продукты питания и напитки. Но крупные иностранные игроки не уйдут с российского рынка, уверены в Euromonitor International. Россия в долгосрочной перспективе остается слишком большим и важным рынком. Международные компании просто не могут позволить себе его игнорировать. Большинство компаний не будут инвестировать в российский рынок в ближайшие годы, но не откажутся от него полностью.
Впрочем, некоторые из них явно собираются на этом кризисе заработать. Gucci, например, недавно открыла в Москве два новых магазина.