Мир стремительно урбанизируется, к 2050 году доля городского населения планеты впервые превысит 50% и вырастет до 66%. Россию это тоже касается, по прогнозу ООН в стране будет быстро расти число мегаполисов с населением больше 10 млн человек.
Города стали крупнейшими игроками и в мировой экономике. Спрос на сложное оборудование, транспорт, дорогие строительные конструкции и тысячи тонн продовольствия – все это мегаполисы, они, как покупатели, стали крупнее некоторых транснациональных корпораций и даже государств.
Большие деньги – большие проблемы. Города не только генерируют спрос и экономический рост, но и загрязняют окружающую среду, именно города виновны в глобальном потеплении. Города – это автомобили, а автомобили – это вредные выбросы и тепло, очень много избыточного тепла.
По сути, от городов зависит будущее всей планеты. Если их власти в ближайшие годы потратят триллионы долларов на опережающее развитие общественного транспорта без двигателей внутреннего сгорания, а горожане откликнутся на их усилия отказом от личных автомобилей, человечество избежит экологической катастрофы. Если нет, удвоит количество вредных выбросов в атмосферу до 2050 года.
Чтобы рост городского населения и бурное развитие путешествий не ударило по экологии, система общественного транспорта должна быть в 2-3 раза больше, чем сейчас. Иначе люди так и будут ездить на автомобилях.
Вся разница в трамваях
Экономисты Университета Калифорнии в Дэвисе и Института политики в области транспорта и развития разработали два сценария развития крупнейших мегаполисов до 2050 года.
Первый сценарий – никаких существенных изменений по сравнению с нынешней ситуацией. Люди продолжат покупать автомобили, будут строиться дороги и парковочные места. Мы будем много путешествовать на автомобилях и постоянно жечь бензин.
Это угрожает окружающей среде и бьет по кошельку: содержание и развитие транспортной инфраструктуры станет в какой-то момент слишком дорогим удовольствием. Расходы на новый транспорт, топливо и вложения в инфраструктуру составят $500 триллионов, $300 триллионов из которых будут потрачены в развивающихся странах, а $200 триллионов - в развитых.
При реализации этого сценария в атмосферу будут попадать 2,7 гигатонны углекислого газа ежегодно. Закончится все экологической катастрофой, об этом давно предупреждают ученые.
Второй сценарий впервые просчитан с учетом возможности «большой сдвига»: власти городов и стран начинают активно инвестировать в развитие наиболее экологически чистых видов общественного транспорта: трамваев и других и других типов без двигателя внутреннего сгорания.
Серьезные изменения мы почувствуем очень скоро, сразу после 2020 года. Переход ко второму сценарию позволит до 2050 года сэкономить $100 триллионов. Согласно сценарию «большого сдвига», издержки составят $400 триллионов, из которых $160 будут потрачены в странах ОЭСР, а остальное – в развивающихся государствах.
Выбросы углекислого газа при реализации сценария "сдвига" сократятся на 1,7 гигатонн.
При реализации сценария сдвига, количество смертей, связанных с загрязнением окружающей среды, сократится на 1,4 млн человек. Для этого правительства должны усилить контроль над загрязнением окружающей среды.
Как изменится транспорт
Ключевое различие двух сценариев – темпы и вектор развития системы общественного транспорта в городах. Остальные тенденции будут одинаковыми: люди будут богатеть и путешествовать. Согласно базовому сценарию, они это будут делать на автомобилях, а согласно сценарию «большого сдвига», - на общественном транспорте.
Скоростные перевозки
Для сценария «сдвига» характерно быстрое развитие скоростного городского транспорта: метро, пригородных железных дорог, легких железных дорог, быстрых автобусов и других.
Экономисты ввели специальный показатель – RTR (километры путей быстрого транспорта на количество жителей городов), чтобы показать, насколько быстро должны развиваться скоростные перевозки.
В Китае в 2010 году RTR составил 5. Согласно базовому сценарию, к 2050 году в Поднебесной он должен вырасти до 8. А согласно сценарию «большого сдвига» - до 50. Примерно такая же драматическая разница наблюдается и для других стран.
Городские автобусы
Помимо системы быстрого сообщения сценарий «большого сдвига» предусматривает и рост числа больших пассажирских автобусов. Сами автобусы будут удобнее и станут ходить намного чаще.
Микроавтобусам-маршруткам в сценарии "сдвига" места нет. Они просто не выдержат конкуренции с удобными большими автобусами и скоростным транспортом.
Пешие прогулки и велосипеды
Если будет реализован сценарий «большого сдвига», во всех крупных городах планеты появятся широкие тротуары, новые прогулочные зоны и велосипедные дорожки. Люди будут больше гулять и кататься на велосипедах.
Популярными станут электрические велосипеды и скутеры. Сейчас этот вид транспорт развит в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии, но скоро он распространится повсеместно.
Автомобили
Согласно сценарию «большого сдвига», использование автомобилей в городах удастся снизить на 50% по сравнению с базовым сценарием. Это касается не столько физического количества автомобилей, сколько среднего расстояния, которое они проезжаю ежедневно. Люди не сдадут все свои авто на свалку, просто станут ездить на них меньше и реже. Спрос на автомобили упадет на 40%.
Машин будет меньше, а значит не нужно будет строить так много дорог и не нужно будет так много места для парковок. Люди начнут чаще использовать автомобили совместно, вскладчину. Вырастет количество соответствующих сервисов. Сами автомобили станут более экологичными и не будут выбрасывать такое количество вредных веществ в атмосферу.
Путешествия
На право полететь к теплому морю экономисты не покушаются. По мере роста доходов люди будут больше путешествовать. В 2050 году показатель расстояния, на которое путешествуют пассажиры, составит 8 тысяч километров в год на человека. Жители развивающихся стран станут путешествовать гораздо чаще, чем сейчас.