Хозяйку новой галереи зовут Марианна Сардарова (муж — Рашид Сардаров, «Южноуральская промышленная компания»). Четыре этажа, 800 м2 выставочной площади. Дизайн-проект Антона Надточия и Веры Бутко (бюро «Атриум»). Просторно, гармонично, холодновато. Много-много белого, кое-где голый бетон, кое-где стеклянный прозрачный пол. Очень нейтрально. Очень — хоть и не люблю это слово — правильно. То есть как в условном Лондоне или в условном Нью-Йорке. О Москве напоминает вид из огромных окон: Зачатьевский монастырь в окружении таунхаусов.
– Для нас очень важен район, где расположена галерея. Конечно, мы не раскладывали приглашения по почтовым ящикам, это было бы смешно. Но в представительство ООН посылали, еще в кое-какие банки по соседству. Конечно, весьма вероятно, что кто-то из жильцов кондоминиума в соседнем переулке окажется нашими гостем и клиентом. Просто здесь особое место...
Остоженка, золотая миля. Между прочим, ничто так не способствует развитию арт-рынка, как процветание рынка недвижимости. Большую жилплощадь хочется как-то украсить, знаете ли.
Художественная концепция фонда RuArts, основанного Марианной Сардаровой, предельно соответствует местоположению и архитектурному облику галереи. Прежде всего — тесное взаимодействие представителей визуальной культуры с бизнесом. Без этого невозможно формирование арт-рынка, тут не поспоришь. Вторая цель: включить актуальное российское искусство в международный художественный контекст. Иными словами, работать с западными инвесторами и на западном рынке.
Что ж, вполне себе внятная концепция. Конкретно. И даже реально.
По случаю первой выставки огромные окна галереи затянут экранами — будут показывать видеоарт. Кураторы — Олеся Туркина (Русский музей) и Антонио Джеуза (Университет Лондона, факультет медиаискусства). Оба представляют программы, посвященные истории российского видеоарта, начиная с легендарного «Особняка» Бориса Юхананова (1986) и видеоинсталляции «Электронный мальчик на мокрых пеленках» (НИИ «Прометей», руководитель Булат Галеев, 1990).
Из свежего — Юлия Страусова и Моритц Маттерн с чем-то вроде компьютерной игры (разумеется, начиненной всякими культурологическими смыслами), Сергей «Африка» Бугаев с коллажами. Относительно молодая группа Escape (Валерий Айзенберг, Богдан Мамонов, Антон Литвин, Лиза Морозова) показывает лайт-боксы с картинками, наколотыми иголкой на подушечках пальцев. Увеличенные в тысячи раз дактилоскопические линии и на них — человечки, нарисованные капельками крови. Называется «Слепцы». Как ни странно, впечатляет. И при этом вполне декоративно, не слишком шокирующе.
К открытию своей галереи фонд RuArts издал «Мемуары арт-дилера» американца Ричарда Фейгена. Говорят — необыкновенно полезная книга.