В Москве появился первый книжный магазин, оборудованный туалетами. Он стал третьей торговой точкой сетевого маркета с игривым двуязычным названием «Бук бери» – Book bеrry. И если первые два магазина сети инкрустированы в крупные торговые центры – «Мега-молл» и «Глобал-Сити», то этот расположился обособленно, в здании под номером 17 на Никитском бульваре. Кроме новации в виде комфортабельных туалетов для удобства покупателей в просторных торговых залах расставлены кресла и скоро должно открыться кафе. Пока книжный маркет работает с 10.00 до 22.00, но в ближайшем будущем будет закрываться в полночь.
– Если наши книжные магазины, работающие в торговых центрах, универсальны, то на Никитском представлена только учебная, научная, non-fiction и специализированная иностранная литература – всего около 50 тысяч названий, – рассказывает коммерческий директор сети Book bеrry Наталья Воробьева.
Сетевые книжные маркеты – самая эффективная и давно обкатанная на Западе модель книготорговли. В Москве первый такой маркет был открыт в феврале 2001 года фирмой «Новый книжный центр». На сегодняшний день в сети уже 16 больших «Новых книжных» и 4 маленьких. Различаются они лишь по объему представленной литературы: в небольших – порядка 10 тысяч наименований, в крупных – до 40 тысяч. Самый большой магазин сети – «Книжная страна» – открылся в марте этого года в торговом центре «На Страстном». Он отличается от своих сетевых собратьев количеством изданий – более 50 тысяч, наличием большого отдела канцтоваров и кафе-баром, в котором можно плотно пообедать. Единственный конкурент «Нового книжного» на поле сетевого бизнеса – «Бук бери» – собирается сравняться с ним по количеству торговых точек к концу будущего года.
Помимо санитарных удобств, современного дизайна, огромных площадей, когда не надо, толкаясь, пробираться к нужной полке, ничем принципиально новым от таких ветеранов книготорговли, как ТД «Москва» или «Библио-Глобус», книжные маркеты пока не отличаются.
По словам г-жи Воробьевой, в сети представлены все крупные издательства страны, к которым постепенно будут присоединяться их коллеги из провинции и зарубежных стран. Заявки на отсутствующие или редкие книги принимаются в поиск, а новые поступления анонсируются на сайте www.bookberry.ru.
К изъянам книжных гигантов, по мнению старшего товароведа торгового дома книги «Москва» Натальи Чупровой, можно отнести отсутствие высококвалифицированных продавцов – этаких лоцманов в книжном море, которые не только знают, на каком стеллаже какие книги стоят, но и что в них написано. А главным недостатком своего магазина она считает тесноту:
– Именно поэтому мы уже год работаем до часу ночи. После одиннадцати вечера расставляем в залах стулья. К нам в это время приходят почитать пенсионеры, которые не могут позволить себе купить книгу, гости столицы и те, кто поздно заканчивает работать. Ночью и с парковкой нет проблем, и в залах просторно.
Не ограничиваясь таким преимуществом, как очень выгодное местоположение, менеджмент «Москвы» постоянно придумывает новые формы привлечения покупателей. Так, студентам по транспортной карте продаются книги с 5-процентной скидкой. Раз в полгода студиозы, вышедшие в лидеры по затратам на покупку книг, премируются 10, 20 и 30 тысячами рублей. С 1 июня здесь ввели подарочные сертификаты на 500 и 1000 рублей – первыми среди столичных книготорговцев. После покупки книг на эти суммы сертификат превращается в дисконтную карту постоянного действия со скидкой в 10%. Сейчас рассматривается вопрос о введении скидок для пенсионеров.
В «Москве» один из лучших в городе букинистических отделов. Его сотрудники знают лично владельцев больших домашних библиотек и прочих библиофилов, поэтому им часто удается выполнять заказы на редкие издания и книги, тираж которых распродан. Что же касается ассортимента магазина, то, по словам Натальи Анатольевны, он основан на многократном и подробном анкетировании покупателей. Приоритет отдан российской и зарубежной прозе и поэзии, книгам по искусству, путеводителям, справочникам и мемуарам.
Таких ветеранов книготорговли, как «Москва», осталось немного: «Дом книги» на Новом Арбате, «Молодая гвардия» да «Библио-Глобус». Исполнительный директор «Библио-Глобуса» Лариса Веденьева считает, что у этих магазинов больше общего, чем различий. В конечном счете задача у всех одна – максимально представить книги, издаваемые в Москве. И проблема тоже одна – отсутствие площадей, невозможность показать все издания обложками. В октябре «Библио-Глобус» планирует открыть новые торговые залы – для этого сейчас переоборудуется подвал. Здесь же должно разместиться интернет-кафе. С сентября магазин стал работать с 9.00 до 21.00, но в ночных книжных бдениях его руководство не видит особого смысла: по сравнению с Тверской географическое положение подкачало.
Несмотря на то что издатели жалуются на перенасыщенность книжного рынка и, как результат, его стагнацию, по единодушному мнению специалистов, в книготорговом бизнесе есть еще не заполненная ниша – спальные районы. Там книжные маркеты должны окончательно вытеснить маленькие магазинчики, в которых литература перемешана с канцтоварами. Вместе с ними переживают сейчас свой закат и компактные книжные магазины – своеобразные клубы по интересам. Экономически они не выдерживают конкуренции, а разнообразить ассортимент не позволяют площади.
Хотя есть и исключения: процветает «подвальный» Аd Marginem – вотчина одноименного издательства. Представленному в нем выбору литературы non-fiction по философии, психологии, эзотерике, Востоку, литературоведению и языкознанию позавидует любой маркет. Здесь очень много и трэшевой литературы, которую, во избежание скандалов, крупные магазины предпочитают игнорировать, и подборка таких эпатажных авторов, как Егорий Простоспичкин, Илья Масодов или Андрей Башаримов, печатающихся в издательстве «Митин журнал Kolonna publications». Есть даже книги, изданные сверхмалыми тиражами, которые приносят на реализацию молодые авторы.
Когда-то таким же избирательным подходом к своему ассортименту отличался «Проект О.Г.И.», но рыночная конъюнктура заставила освободить полки под раскрученных мураками.
Магазины пошли по пути модных кофеен и интернет-кафе, куда приходят не столько за книгами, сколько ради тусовки. Книгочеи по-прежнему предпочитают ярмарку в «Олимпийском». И хотя по выходным народу там – руки не протолкнуть, зато цены греют душу: бестселлеры на 20, а книги по искусству на 300–500 рублей дешевле, чем в магазинах. Есть и своя эффективная поисковая система – деды в потертых пиджаках возьмутся отыскать любой раритет.