Атлас
Войти  

Также по теме Землячества

Землячества. Калининград

Переезжая в Москву из других больших городов, люди легко заводят друзей среди земляков, помогают своим найти работу или квартиру, вместе делают карьеру или проводят свободное время — но почему-то все как один отказываются признавать, что землячество существует. Бывшие жители Новосибирска, Владимира, Калининграда, Воронежа, Екатеринбурга и Иркутска рассказали, что они думают друг о друге и о родном городе, какими знаменитостями гордятся и какие стереотипы их раздражают

  • 3139
Калининград

Галя Панченко

Калининградцы

В социальной сети «Вконтакте» есть давно забытое сообщество «Кениг в Москве» — последние записи в нем датируются 2008 годом. Кажется, это единственное комьюнити переселенцев из Калининграда, осевших в Москве. Из тех, кто оставлял в сообществе предложения собраться компанией или передавал привет землякам, большинство давно не живут ни в Москве, ни в Калининграде, а перебрались, например, во Владивосток или Лос-Анджелес. Те, кто вернулся домой, охотно делятся с нами контактами калининградцев, решивших остаться в Москве. Те в свою очередь тоже называют нам имена переехавших в Москву земляков, и так по кругу, пока он не замыкается.

Дарья Данилова

журналист

О семейной традиции сбегать в Москву

Моя мама училась на заочном во ВГИКе, на сценарном факультете. Когда я и мой брат были маленькими, мама всегда нам говорила, что «это круто — свалить от родителей и учиться в Москве» и постоянно уговаривала поступать во ВГИК. Когда мне было 10 лет, брат уехал в Москву и поступил на сценарный. Я тогда ходила в калининградскую школу и была уверена, что тоже буду учиться и жить в Москве. В 2006 году я приехала в Москву на вступительные. Экзамены на сценарный во ВГИК и на журфак МГУ проходили в один день, я выбрала журфак и поступила. Моя мама тоже переехала в Москву, чтобы поддержать меня, устроилась сценаристом документальных фильмов, но через полгода она вернулась в Калининград к папе, а мы с братом так и остались здесь. Потом сюда еще переехала моя двоюродная сестра и другие близкие люди.

О калининградцах в Москве

Со своими земляками я познакомилась на вступительных — в компании было около 10 калининградцев. Мы поначалу чаще встречались, поскольку были какие-то общие трудности, даже создали сообщество «Кениг в Москве», там списывались, договаривались о встречах. Сейчас мы реже видимся: обычно пересекаемся, если кто-то из наших земляков приезжает в Москву. Кооперируемся, когда кто-то собирается к нам на родину, рекомендуем наш город, устраиваем экскурсии по Калининграду, всяческие тусовки. Любим общих друзей затаскивать в наш город.

О взаимовыручке

Помню, как моя лучшая подруга из Калининграда приехала в Москву поступать в театральный вуз. Там жуткие очереди, надо заранее записываться, а когда ты 516-й по списку, не факт, что до тебя вообще дело дойдет. На следующий день — новый список, и так по кругу. Особенно во МХАТ было сложно на прослушивание попасть. Мы решили, что нам надо приехать туда непременно раньше всех, завести лист с очередью и вписать себя первыми. Собрали друзей, взяли гитару, приехали к дверям МХАТа в час ночи (под закрытие метро), до пяти утра пели песни во дворе напротив. Катя записалась, но во МХАТ она не прошла и в итоге поступила в «Щуку».

Если ехать на поезде в Калининград или из Калининграда, нужен обязательно заграничный паспорт, а для самолета подойдет российский (Калининградская область — полуанклав на границе с Польшей и Литвой. Загранпаспорт обязателен при наземном пересечении государственных границ Литвы. Это правило не распространяется на воздушные перемещения из России. — БГ). Моя подруга приехала в Москву по заграну на поезде, она здесь задержалась, и загранпаспорт закончился. Гражданский паспорт находилсяна оформлении в Кениге, и она не могла уехать из Москвы домой. У меня в то время заканчивались каникулы в Калининграде, и за несколько часов до вылета я попросила знакомую, которая очень похожа на мою подругу забрать за нее паспорт: шапку пониже, шарф повыше — так она и вошла в кабинет.

Все обошлось, паспорт получили, подруга законно вернулась в Кениг.


О теории шести рукопожатий

Все калининградцы так или иначе знакомы друг с другом. Мой брат учился в параллельном классе с сестрами Арнтгольц и в одном классе с бывшей женой Кашина, а мама лечилась в больнице у тещи Гришковца.

Как-то в Госдуме была по работе, и мне нужен был комментарий какого-нибудь депутата. Встретила бывшего мэра нашего города Юрия Савенко. Он пошел в туалет, я его подкараулила, вышел — я сразу к нему. Рассказываю ему, что я из Калининграда, что моя мама тоже когда-то баллотировалась в мэры, и говорю: «Мне нужен ваш комментарий». Он был несколько шокирован, но побеседовать согласился.


«Я попросила знакомую, которая очень похожа на мою подругу, забрать за нее паспорт: шапку пониже, шарф повыше — так она и вошла в кабинет»

О том, чего не хватает в Москве

В Москве мне не хватает моря. У нас в Кениге море холодное. Моя бабушка уже в апреле купается. Кениг — это такой маленький уютный город, чего нельзя сказать о Москве. Если мы договариваемся встретиться на какой-нибудь площади, добраться до нее займет десять минут, а в Москве на это уйдет больше часа.

Анастасия Кудрявцева

маркетолог

«С земляками я первоначально общалась в кружке журналистики, мы все вместе мечтали поступить в Москву на журфак МГУ. Так получилось, что, когда я приехала, была самой маленькой, меня подхватили, давали материалы почитать, учили, что-то советовали. Я, конечно, не поступила, но дружба с тех пор осталась, праздники мы встречаем вместе. Оказалось, что в Москве огромное количество калининградцев. Как-то я искала квартиру, нашла вроде симпатичную, случайно оказалось, что девочка, которая стала моей соседкой, тоже из Калининграда. Был абсурдный случай, когда моя приятельница, с которой мы познакомились в Москве, передала через меня посылку в Калининград, и оказалось, что получатель, ее племянник, ходит вместе с моим младшим братом в один класс, а живут они через дорогу друг от друга. А мы, общаясь в Москве около полугода, не знали об этом.

Я стереотипно отношусь к Москве, для меня есть Калининград, а есть другая Россия. А еще смешно, что москвичи воспринимают как исторический центр Калининграда места, которые не имеют к реальной истории никакого отношения: был забавный случай, мою знакомую поселили в отеле, она мне позвонила, сказала, что живет в историческом центре, а была в Рыбной деревне (современный гостиничный комплекс, стилизованный под архитектуру довоенного Кенигсберга. — БГ). Вот так у нас обманывают москвичей».

Стереотипы

— Москвичи думают, что калининградцы ходят в Литву и Польшу как на соседнюю улицу, как в магазин. И что Калининград — это не Россия, а какая-нибудь Германия, там все говорят по-немецки и валюта другая.

— Мне не нравится, когда у меня спрашивают: «Из какого ты Калининграда, из московского или из того?» И когда думают, что у нас евро, а не рубли.

Знаменитости

— Катя Лель.

— Олег Газманов.

— Сестры Арнтгольц.

— Олег Кашин.

— Евгений Гришковец (Гришковец родился в Кемерово, а живет в Калининграде. Калининградцы считают его своей знаменитостью. — БГ).

Чего не хватает в Москве

— Балтийского моря и ветра.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter