Атлас
Войти  

Также по теме Землячества

Землячества. Екатеринбург

Переезжая в Москву из других больших городов, люди легко заводят друзей среди земляков, помогают своим найти работу или квартиру, вместе делают карьеру или проводят свободное время — но почему-то все как один отказываются признавать, что землячество существует. Бывшие жители Новосибирска, Владимира, Калининграда, Воронежа, Екатеринбурга и Иркутска рассказали, что они думают друг о друге и о родном городе, какими знаменитостями гордятся и какие стереотипы их раздражают

  • 3618
Екатеринбург

Автор: Галя Панченко

Екатеринбуржцы

Сложно сказать, когда именно екатеринбуржцы укоренились в Москве. Многие перебрались в 2000-е, уже после того, как самый известный уралец Борис Ельцин сложил с себя полномочия президента. Словно представители малого народа, которые гордятся своим происхождением, екатеринбуржцы почти намеренно вплетают в свою речь диалектизмы, намеки, интонации. Они в Москве выглядят самодостаточными: Екатеринбург сам по себе столица, крупный промышленный и культурный центр, поэтому у его молодых жителей часто нет необходимости ехать в Москву за образованием или работой, все это есть в их родном городе. Желание перебраться из Екатеринбурга в Москву появляется в зрелом возрасте, когда голова начинает упираться в местный потолок. 

Михаил Лузин, музыкант

«К моему появлению в Москве причастна музыкальная часть екатеринбургской диаспоры. Я жил на Урале и играл в группе с диким названием «КедрыВыдры». После записи первого альбома мы стали широко известны в узких кругах. Вадим Самойлов был первым продюсером, который сделал нам конкретное предложение: приезжайте, ребята, всей группой в Москву. Это был 2007 год. Изначально планировалось, что мы прилетим на три недели, запишем альбом и улетим обратно, но, как водится, запись растянулась на год, после чего вопрос о возвращении отпал сам собой. Я четко понимал, что в Екатеринбурге мы уже достигли потолка, а здесь возможности безграничны: потолка в Москве нет.

Про Москву говорят, что это большая деревня. Пожалуй, поначалу у меня такое мнение и сложилось. Очень радовали названия районов — даже Медведково и Бирюлево звучали поэзией на фоне екатеринбургских ЖБИ, Уралмаша и Вторчермета. А вот общий уровень среды поначалу расстроил. Поймите меня правильно: Москва как столица привлекает и людей фантастически образованных, и всяческий сброд, какой в Екатеринбурге не встретишь. Екатеринбург, если смотреть в среднем, наверное, более культурный город — в силу своей монолитности. Один центр, одна тусовка, все друг друга знают, и обмен идеями происходит на довольно высоком уровне. Никакого провинциального комплекса у екатеринбуржцев нет. У нас огромные достижения в рок-музыке, у нас был свой президент, в конце концов. Сознания екатеринбуржца и москвича, мне кажется, разнятся в силу разного градостроительного подхода — Екатеринбург построен крестами, а Москва — кольцами.


«Первое, что мне бросилось в глаза в Столице, — это тетеньки, которые начинают креститься, проезжая мимо церкви»

Мне очень нравится, что Екатеринбург — город динамичный, он меняется каждые пять лет до неузнаваемости. Это невозможно представить себе в Москве, которая как была перестроена Сталиным, таки не меняется. На момент приезда Москва не показалась мне красивым городом, я предпочитал в любой свободный момент уезжать либо в Киев, либо в Санкт-Петербург, в который я даже переехал на полтора года. Сейчас, вернувшись, я вижу, что Москва прекрасна и как она сильно изменилась к лучшему за то время, что меня не было.

Еще я бы отметил, что Екатеринбург — город гораздо менее религиозный. Первое, что мне бросилось в глаза в столице, — это тетеньки, которые начинают креститься, проезжая мимо церкви. Для меня это было в новинку, у нас это считается чем-то маргинальным. Был случай: екатеринбургская епархия собралась построить на месте фонтана «Каменный цветок» кафедральный собор. У этого места история, похожая на ХХС: был храм, большевики его взорвали и разбили на образовавшейся площади сквер с фонтаном по мотивам сказов Бажова. Когда епархия вознамерилась все переиграть обратно, на площадь перед «Каменным цветком» вышли 10 тысяч человек в знак протеста. И фонтан, который на самом деле не бог весть какой красоты, отстояли.

Наша диаспора очень хорошо укоренена в ТВи кино. Тот же Балабанов, например, ныне, к сожалению, покойный. Из моих знакомых — Дмитрий Пищулин, который на канале «Россия-2» делает шоу «Большой тест-драйв», режиссер-документалист Никита Сутырин, гендиректор канала A-One Вячеслав Луговых, его сын, музыкант Ромарио. Все это довольно близкий круг общения. Специально мы никак не собираемся — нет какой-то встречи выпускников или тех, кто уехал с Урала. Зовем друг друга на концерты, мероприятия, свадьбы, дни рождения, поддерживаем дружеские или рабочие контакты.

Первый мой серьезный клип снимал Дима Пищулин, и последний на данный момент клип тоже снимал он. Это не значит, что в первую очередь я обращаюсь к уральцам, нет. Я обращаюсь к профессионалам. Просто уральцы, к счастью, и есть профессионалы, эти две общности друг с другом хорошо пересекаются.

Может, я переберусь когда-нибудь и из Москвы. Я же кочевник, и для меня нет слова «навсегда». Есть слово «надолго», и сколько оно продлится — вопрос обстоятельств и работы».

Сергей Клещев, дизайнер

«Я переехал в Москву два года назад. Приехал не один, мы собрались нашей екатеринбургской компанией художников и отправились покорять большой город. Какое-то время мы жили вместе, снимали одну большую квартиру, помогали друг другу и охотно подкидывали разные подработки. В воскресенье мы садились за большой стол и вместе обедали.

У меня с работой трудностей не было: через два дня после приезда я устроился в Студию Артемия Лебедева. По возможности тоже подбрасывал друзьям заказы. Потом быт нашу дружбу подпортил. Мы стали часто ругаться и через год разъехались по разным местам. Все по-прежнему живут в Москве, но кто-то половину времени проводит в Берлине, кто-то еще где. Я работаю дизайнером и преподавателем. Одна девочка — архитектор, есть еще девушка-фотограф, третья — художница, и ей приходится есть сырую морковь, потому что денег нет…

Постоянно кто-то из екатеринбургских друзей заглядывает в Москву или оказывается здесь проездом. В России ведь такая сложная система перелетов: из Екатеринбурга в Лондон можно попасть только через Москву, поэтому друзья часто приезжают. Я недавно познакомился с девушкой, оказалось, что она из Екатеринбурга, и это круто, потому что у нас много каких-то общих тем.

В Екатеринбурге говорят «вывози свою коляску» — это означает «не сдавайся, иди до конца». Был такой екатеринбургский рэпер, который пел песню «Вывози свою коляску», оттуда и пошло выражение. Мои друзья-екатеринбуржцы эту фразу понимают, остальные нет».

Владимир Раевский, телеведущий

«Я работал на телевидении — в Екатеринбурге оно довольно развито, но в какой-то момент становится тесно, упираешься головой в потолок и ищешь другие варианты. Я отправился в Москву. В журналистской среде такое бывает один раз из ста: я просто послал резюме, и меня взяли продюсером в программу «Профессия: репортер». Два года отработал на НТВ и не жалею, потому что ни разу на горло собственной совести не наступил.

Когда я приехал в Москву, здесь уже жил мой лучший друг, с которым мы учились вместе в одном классе и знакомы уже 22 года. Я знал всех екатеринбуржцев, кто живет в столице. А их полно, на телевидении или в ресторанном бизнесе. Половина «Симачева»—это екатеринбуржцы, там практически екатеринбургская резиденция. Помимо этого есть Ксения Мчедлидзе—сценарист, Евгений Гуцал с телеканала «Ю», Владимир Пирожков, он главный дизайнер новых «Союзов», которые будут отвозить еду и космонавтов на МКС.

Москва соткана из связей, а землячество обеспечивает прочность этим связям. Это не значит, что мы родственники: никто никому в буквальном смысле не должен, но факт происхождения из одного города как-то упрочивает связи. Я знаю, что по одному нашему человеку есть почти в любой сфере.

И вообще, очень приятно, когда у людей при упоминании Екатеринбурга в памяти всплывают не Уралвагонзаводы и не Гены Букины, а люди, которых я перечислил. Еще есть своеобразный культурный код, которым обмениваются екатеринбуржцы, — это уральский акцент. Это оканье, проглоченные окончания и интонация, как будто ты наезжаешь на человека, хотя на самом деле ничего плохого-то сказать не хотел.

Кроме того, Екатеринбург — это столица авангардного юмора, как можно понять из творчества «Уральских пельменей», поэтому все странные шутки, построенные на абсурдном, парадоксальном, — это все к нам. Дима Соколов из «Пельменей» — это настоящий образчик уральского юмора. А еще у нас есть уральский завтрак — этожареные пельмени в яичнице, невозможно есть!»

Стереотипы

— Урал ассоциируется с Уралвагонзаводом, и вообще считается, что там есть только тяжелая промышленность.

— Екатеринбург часто называют Ебургом или Екб, но сами екатеринбуржцы этого не любят.

— Уральцев воспринимают как нахальных, диких, отстлых и необразованных (выражение «Ты чо, с Урала?» из советских фильмов и героиня фидьма Дуни Смирновой «Кококо»).

Знаменитости

— Команда КВН «Уральские пельмени» (сейчас они ведут авторское шоу на СТС)

— Рок-группы «Агата Кристи», «Сансара», Alai Oli, «Смысловые галлюцинации», «Чайф» и «Чичерина»

— Режиссеры Алексей Балабанов, Алексей Федорченко, Василий Сигарев и его жена, актриса Яна Троянова

— Первый президент России Борис Ельцин

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter