Атлас
Войти  

Также по теме

Здание электротеатра «Форум» и круговое депо Николаевской железной дороги признали памятниками

26 сентября специальная комиссия при правительстве Москвы приняла решение рекомендовать к влючению в реестр памятников два здания середины XIX и начала XX века, так что теперь они будут охраняться государством. Судьба одного из них, однако, по-прежнему остается под вопросом

  • 7026
Форум
Фотография: oldmos.ru

Электротеатр «Форум»

Электротеатр «Форум» на Садово-Сухаревской улице, построенный в 1914 году по проекту Федора Кольбе, является одним из первых кинотеатров столицы, наряду с «Художественным» и «Колизеем» (в здании которого теперь находится театр «Современник»). Это был один из самых популярных кинотеатров советской эпохи — в 1920-е годы в его ресторане выступала Клавдия Шульженко, а в 1960-е именно здесь прошел первый в СССР публичный показ фильма «8 ½» Федерико Феллини. Последний киносеанс здесь состоялся в 1994 году, после чего власти города безуспешно пытались отдать бывший кинотеатр в разные руки — сначала здесь планировался театр Аллы Пугачевой, затем — штаб-квартира оркестра «Виртуозы Москвы», потом появился план создать в его стенах музей Михаила Шемякина. Ни один из этих проектов так и не был реализован. В 2002 году в здании случился пожар, после которого в течение 10 лет памятник постепенно разрушался. Движение «Архнадзор» высказывало опасение, что в конце концов превратившееся в руины здание снесут. Однако 26 сентября стало известно, что здание «Форума» решили поставить под охрану, включив его в список объектов культурного наследия Москвы. Более того, в Мосгорнаследии заявили, что для реставрации «Форума» уже найден инвестор, который пообещал снова открыть в его стенах кинотеатр.

круговое депо
Фотография: ИТАР–ТАСС

Круговое депо Николаевской железной дороги

Более драматично развивалась история защиты кругового депо Николаевской железной дороги, которое находится на задворках Ленинградского вокзала. Здание, предназначенное для ремонта паровозов, было построено в 1846–1847 годы по единоличному проекту Константина Тона, автора храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, и стало первой железнодорожной постройкой такого типа в Москве. Локомотивы ремонтировались здесь вплоть до начала XX века, после чего здание стало использоваться как склад. В 1990-е годы здесь расположились офисы и магазины. В прошлом году стало известно, что РЖД собирается его снести, поскольку оно мешает проложить запланированный отрезок железнодорожных путей. Активисты «Архнадзора» подняли тревогу, начали писать письма Владимиру Путину и круглосуточно дежурить на территории объекта. В конце концов в ситуацию вмешалась мэрия, и РЖД пришлось отказаться от планов сноса. Однако, в отличие от «Форума», судьба кругового депо пока неясна — план реконструкции здания, представленный на вчерашнем заседании градостроительной комиссии, вызвал у некоторых специалистов и градозащитников недоумение.


Юрий Егоров

Юрий Егоров
____

координатор движения «Архнадзор»

«Здание московского кругового депо — уникальный памятник. Всего на дороге было девять таких паровозных депо круглого типа, но, к сожалению, большая часть из них в той или иной мере уже разрушена. Московское здание в этом ряду сохранилось очень хорошо — и его первоначальная круглая форма, и вся внутренняя отделка, хотя РЖД и любит говорить, что здание аварийное и скоро рухнет. Естественно, там есть более поздние пристройки, но историческая его часть, согласно мнению экспертов и реставраторов, находится в прекрасном состоянии. Это первое здание такого типа в Москве и одно из первых в России — не исключено, что это вообще первое железнодорожное здание в столице. Оно стало образцом для других подобных зданий за рубежом — похожие постройки встречаются на немецких железных дорогах, кое-где в США. Так что и с точки зрения авторства, и исторического значения здесь трудно что-то преувеличить или переоценить.

На заседании градостроительной комиссии, где решалась судьба памятника, возникло ощущение, будто над нами витал дух Юрия Михайловича Лужкова. Комиссия согласилась с выводами экспертизы и в первой части своего решения признала здание депо памятником. Но тут же во второй части заявила, что половину от этого памятника можно отломать, чтобы проложить там железнодорожные пути. Это грубейшее нарушение законодательства об охране памятников как федерального, так и московского значения, противоречащее предыдущим решениям департамента, да и просто здравому смыслу. Они только что согласились, что здание является неделимым единым целым и полностью подлежит государственной охране, но, подписывая правой рукой одно, они тут же левой подписывают другое. Мосгорнаследие, видимо, попыталось вынести некое компромиссное решение, сделать реверанс в сторону РЖД, но получилось это очень неуклюже. Подобное решение, конечно же, нас не устраивает, так что наша история, к сожалению, продолжается. Здание депо снова находится в опасности, и его защита актуальна как никогда».

Переслегин

Николай Переслегин
____

советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы

«Одновременно с решением поставить памятник на государственную охрану комиссией по градостроительной деятельности была принята концепция его дальнейшего использования. По этой концепции, для того чтобы построить новую ветку железной дороги, у здания будет снесено несколько секций. В результате поезд будет проезжать сквозь круговое депо.

Эта ситуация оставила у меня неприятный осадок. Но, во-первых, это решение приняли не мы, не чиновники, а комиссия, которая сегодня является публичной, абсолютно прозрачной площадкой: там присутствуют очень уважаемые эксперты, не нуждающиеся в моем представлении, — в том числе Василий Бычков, Андрей Баталов, Дмитрий Швидковский, Галина Маланичева, Сергей Бунтман, Константин Михайлов из «Архнадзора». Заседания комиссии транслируются на сайте «Эха Москвы». И мы ничего не можем с этим поделать — департамент только предоставляет площадку и выступает техническим оператором комиссии. И, поверьте, на членов комиссии никто не влиял, никто им ничего не говорил — потому что это люди, которые дорожат своей репутацией.

Во-вторых, я понимаю, что, возможно, не принять это решение было нельзя. Конечно, можно говорить «давайте все сохраним» — но как это сделать? Надо сказать, мы только сейчас понимаем, насколько заминированный город получили от предыдущей команды, и эта ситуация — как раз один из приветов из прошлого. Я напомню, что раньше, при прежней администрации, когда этот объект еще не был памятником, его балансодержатель — ОАО «РЖД» — получил разрешение на снос. Более того, полтора года назад на его фасадах были краской нанесены очередности сноса. В результате Департаменту культурного наследия удалось договориться с РЖД о том, что памятник будет сохранен, — несмотря на то что у них были юридические права не обращать на защитников исторического наследия никакого внимания. Но у здания по-прежнему есть собственник. Есть проект развития железных дорог. У этого проекта есть бюджет. Есть потребность в новой ветке, которую, вероятно, провести больше негде. И никаких конструктивных предложений от людей, которые добивались того, чтобы сохранить это здание любой ценой, я не услышал.

Один из вариантов, который рассматривался на комиссии и который лично мне был более симпатичен, — подъем памятника с помощью специальных домкратов. Концептуально этот вариант более гуманен. Но такой подъем, с одной стороны, стоил бы дополнительного миллиарда рублей, а с другой — что-то мне кажется, что как раз при этом подъеме депо бы не стало.

Еще мы предлагали — и я до сих пор считаю, что это самый здравый вариант, — перевести все «Сапсаны» на Рижский вокзал, который находится недалеко от Ленинградского и практически никак не используется. На мой взгляд, это было бы гораздо более изящным решением, в том числе с точки зрения инфраструктуры и логистики. Но это не моя сфера и, возможно, это по каким-то причинам невозможно — хотя я пока никаких убедительных объяснений не услышал.

Впрочем, даже принятую концепцию можно воплотить так, что это станет первым прецедентом такого по-настоящему классного современного проекта — если сделать все очень ювелирно, очень аккуратно, изящно и при этом уважительно к памятнику. На самом деле, это как раз нормальная современная европейская практика — когда в старинные здания интегрируется какая-то современная функция, которая еще ярче артикулирует и подчеркивает красоту старых камней, старых стен, работу времени, — как случилось, например, с венецианским Арсеналом или с Центральным вокзалом в Милане. А если это будет сделано тяп-ляп — получится уродство и варварство. Мы будем отслеживать этот проект от начала до конца — то, что вокзал теперь признан памятником архитектуры, дает нам такую возможность.

Но, вообще-то, я далек от мысли, что это окончательное решение. Сейчас будет разрабатываться проект, потом он будет утверждаться, согласовываться, потом под него будут выделяться инвестиции, формироваться бюджеты... Это вопрос нескольких лет. И, возможно, наши коллеги из РЖД за это время найдут какое-то иное технологическое решение, которое позволит все-таки сохранить это здание. Все-таки это построил архитектор Константин Тон, которого сохранилось очень мало. И, с одной стороны, я понимаю, что есть реальная ситуация, с которой юридически невозможно ничего сделать, — но, с другой стороны, мне страшно хочется, чтобы это здание было сохранено». 

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter