Фотография: oldmos.ru
На заседании градостроительной комиссии, где решалась судьба памятника, возникло ощущение, будто над нами витал дух Юрия Михайловича Лужкова. Комиссия согласилась с выводами экспертизы и в первой части своего решения признала здание депо памятником. Но тут же во второй части заявила, что половину от этого памятника можно отломать, чтобы проложить там железнодорожные пути. Это грубейшее нарушение законодательства об охране памятников как федерального, так и московского значения, противоречащее предыдущим решениям департамента, да и просто здравому смыслу. Они только что согласились, что здание является неделимым единым целым и полностью подлежит государственной охране, но, подписывая правой рукой одно, они тут же левой подписывают другое. Мосгорнаследие, видимо, попыталось вынести некое компромиссное решение, сделать реверанс в сторону РЖД, но получилось это очень неуклюже. Подобное решение, конечно же, нас не устраивает, так что наша история, к сожалению, продолжается. Здание депо снова находится в опасности, и его защита актуальна как никогда».
«Одновременно с решением поставить памятник на государственную охрану комиссией по градостроительной деятельности была принята концепция его дальнейшего использования. По этой концепции, для того чтобы построить новую ветку железной дороги, у здания будет снесено несколько секций. В результате поезд будет проезжать сквозь круговое депо.
Эта ситуация оставила у меня неприятный осадок. Но, во-первых, это решение приняли не мы, не чиновники, а комиссия, которая сегодня является публичной, абсолютно прозрачной площадкой: там присутствуют очень уважаемые эксперты, не нуждающиеся в моем представлении, — в том числе Василий Бычков, Андрей Баталов, Дмитрий Швидковский, Галина Маланичева, Сергей Бунтман, Константин Михайлов из «Архнадзора». Заседания комиссии транслируются на сайте «Эха Москвы». И мы ничего не можем с этим поделать — департамент только предоставляет площадку и выступает техническим оператором комиссии. И, поверьте, на членов комиссии никто не влиял, никто им ничего не говорил — потому что это люди, которые дорожат своей репутацией.
Во-вторых, я понимаю, что, возможно, не принять это решение было нельзя. Конечно, можно говорить «давайте все сохраним» — но как это сделать? Надо сказать, мы только сейчас понимаем, насколько заминированный город получили от предыдущей команды, и эта ситуация — как раз один из приветов из прошлого. Я напомню, что раньше, при прежней администрации, когда этот объект еще не был памятником, его балансодержатель — ОАО «РЖД» — получил разрешение на снос. Более того, полтора года назад на его фасадах были краской нанесены очередности сноса. В результате Департаменту культурного наследия удалось договориться с РЖД о том, что памятник будет сохранен, — несмотря на то что у них были юридические права не обращать на защитников исторического наследия никакого внимания. Но у здания по-прежнему есть собственник. Есть проект развития железных дорог. У этого проекта есть бюджет. Есть потребность в новой ветке, которую, вероятно, провести больше негде. И никаких конструктивных предложений от людей, которые добивались того, чтобы сохранить это здание любой ценой, я не услышал.
Один из вариантов, который рассматривался на комиссии и который лично мне был более симпатичен, — подъем памятника с помощью специальных домкратов. Концептуально этот вариант более гуманен. Но такой подъем, с одной стороны, стоил бы дополнительного миллиарда рублей, а с другой — что-то мне кажется, что как раз при этом подъеме депо бы не стало.
Еще мы предлагали — и я до сих пор считаю, что это самый здравый вариант, — перевести все «Сапсаны» на Рижский вокзал, который находится недалеко от Ленинградского и практически никак не используется. На мой взгляд, это было бы гораздо более изящным решением, в том числе с точки зрения инфраструктуры и логистики. Но это не моя сфера и, возможно, это по каким-то причинам невозможно — хотя я пока никаких убедительных объяснений не услышал.
Впрочем, даже принятую концепцию можно воплотить так, что это станет первым прецедентом такого по-настоящему классного современного проекта — если сделать все очень ювелирно, очень аккуратно, изящно и при этом уважительно к памятнику. На самом деле, это как раз нормальная современная европейская практика — когда в старинные здания интегрируется какая-то современная функция, которая еще ярче артикулирует и подчеркивает красоту старых камней, старых стен, работу времени, — как случилось, например, с венецианским Арсеналом или с Центральным вокзалом в Милане. А если это будет сделано тяп-ляп — получится уродство и варварство. Мы будем отслеживать этот проект от начала до конца — то, что вокзал теперь признан памятником архитектуры, дает нам такую возможность.
Но, вообще-то, я далек от мысли, что это окончательное решение. Сейчас будет разрабатываться проект, потом он будет утверждаться, согласовываться, потом под него будут выделяться инвестиции, формироваться бюджеты... Это вопрос нескольких лет. И, возможно, наши коллеги из РЖД за это время найдут какое-то иное технологическое решение, которое позволит все-таки сохранить это здание. Все-таки это построил архитектор Константин Тон, которого сохранилось очень мало. И, с одной стороны, я понимаю, что есть реальная ситуация, с которой юридически невозможно ничего сделать, — но, с другой стороны, мне страшно хочется, чтобы это здание было сохранено».