Интересно бывает представить, какой бы могла стать та или другая московская улица, если б ее судьба сложилась немного иначе. Еще интереснее, какой она может стать в дальнейшем, если судьбоносные решения будут принимать не только своекорыстные, но и вполне добросовестные граждане.
Возьмем, например, комплекс зданий Музея архитектуры, бывшую усадьбу Талызина на углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка. В мятежные
А мы теперь можем прогуляться по уцелевшему Старому Ваганькову вместе с директором музея Давидом Саркисяном, поговорить о прошлом и будущем. Ведь МУАР не просто хранилище архитектурного антиквариата, временами в этих стенах бурлит передовая творческая мысль современности. О ближайших планах Давид Ашотович сообщил следующее.
Проект выполнили очень модные архитекторы, бюро «Меганом» и Бродский, говорит Саркисян. А потом началась долгая работа с ресторатором, который хотел, чтобы тут были
Чуть раньше в подобном ключе был отремонтирован подвал стоящего в глубине двора «дома садовника». С одной стороны, комфорт и порядок, с другой неподражаемое очарование старого подземелья. Присмотрелся и разглядел на стене клеймо «П», а это, между прочим,
Следующие дворы застроены небольшими питательно-развлекательными учреждениями диковинной внешности. Тут вам крепость с башнями, тут нечто как бы старомосковское, а там живописный пантеон рок-музыкальных исполнителей. Саркисян объясняет, что все это строительство насквозь криминальное, потому что никем не согласовано. «Чего уж, говорю я, это времянки, а вот огромная будка книгохранилища напротив криминал основательный, на нее такой просторный вид из Кремля открывается!»
А мне нравится, отвечает провожатый. Вполне привычный дом, и он гораздо лучше многого, что сейчас строят, только втерся куда не следовало. С точки зрения градостроительства, в Москве вообще почти все криминально. Взгляните лучше на желтый корпус справа от книгохранилища как раз в нем Иванов писал «Явление Христа народу».
Этого я не знал. В обмен сдаю Давиду Ашотовичу неизвестную ему подробность из жизни предстоящего дома № 17: это здесь дружно пели «Славное море, священный Байкал» служащие из «Мастера и Маргариты». А в
Впрочем, невмешательства бывают разными. Во дворе дома № 15 можно видеть иное: поросшая березками бесформенная развалина палаты Левашовых, выдающийся памятник допетровской Москвы. Уже рухнул задний фасад, вот-вот повалится остальное. Владелец Российская государственная библиотека благодушно не вмешивается. Так что из экскурсии я вывел бы такую мораль: все разговоры о нерентабельности дорогостоящих реставраций фуфло и неправда. Есть только искреннее уважение к своему городу внутри нас и звездное небо у нас над головами.
ЛЕГЕНДА
1. Дворец Талызина, 1787 год. Немаркий цвет фасада специальная выставочная затея МУАРа: временный комплект из четырех серых зданий, без Военторга их теперь три.
2. Огромная чугунная капитель подлинный фрагмент Триумфальных ворот, прочие останки разложены во дворе.
3. Трапезная Аптекарского приказа и палаты Успенского подворья, как пишут в книжках, «редкий ансамбль древнерусских гражданских построек XVII века». Разглядеть его сможет только тот, кто эти книжки читал, так как фасад трапезной перестроен до неузнаваемости. Планируется реставрация. А ресторан в подвале откроется к этому лету.
4. Дом Серова, построен в
5. R&B Cafe.
6. Дом декабриста Голицына, XVIII век. Здесь пели «Славное море, священный Байкал» служащие из «Мастера и Маргариты».
7. Палаты Левашовых, конец XVII века.
8. Дом Шамшиной, 1911 год, архитектор Шехтель.
9. Церковь Николы в Старом Ваганькове, строилась по частям с XVI по XX век, основной объем 1759 год.
10. Мастерская художника Иванова.