«Светлый ручей». Балет на музыку Дмитрия Шостаковича. Хореограф-постановщик — Алексей Ратманский,
художник-постановщик — Борис Мессерер, дирижер-постановщик — Павел Сорокин
Все творческие коллективы в Большом — высшего уровня. Но за последнее время из оперных спектаклей я видел только два удачных: «Турандот» и «Набукко». С уходом Бориса Александровича Покровского оперная режиссура, на мой взгляд, умерла. В балете, правда, ситуация получше».
заведующая библиотекой
Я консерватор и не сторонник уж слишком явного осовременивания сюжета. Мне кажется, это мода, и она скоро пройдет.
Сейчас меломанов, театралов в зрительном зале очень мало. Думаю, это из-за дороговизны билетов. Хотя в театре увеличили количество дешевых билетов, которые продают прямо перед началом спектакля, это мало меняет ситуацию».
«Гершвин-гала». Оперно-джазовое шоу по мотивам произведений Джорджа Гершвина.
Режиссер-постановщик — Дмитрий Бертман, балетмейстер — Эдвальд Смирнов, художники-постановщики — Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
директор сцены
мастер бутафорского цеха
«Бутафория — это не только декорации и передвижные конструкции, но и реквизит, и многие части костюмов: доспехи, головные уборы и т.д. Можно сказать, что бутафорский цех изготавливает все! У бутафорского цеха не бывает такого, что работа над спектаклем заканчивается, когда он готов, декорации и реквизит нужно постоянно «припудривать» — так же, как актерам делают грим: где-то отполировать, что-то подкрасить, передвинуть или укрепить заново».
заместитель художественного руководителя по труппе
«Главная особенность нашего театра — ориентация на молодых людей. В этом году на прослушивании молодых артистов мы делали упор на молодых мужчин — теноров, баритонов, — потому что в какой-то момент была очевидна их нехватка. По моим ощущениям, молодые специалисты, которые сегодня идут работать в классический оперный театр, достаточно амбициозны — потому что это, положа руку на сердце, довольно обширный рынок. В каждом более-менее крупном городе России есть музыкальный театр, кое-где их даже несколько, да и столичные театры открыты для новых людей. Так что место для разгона в этой профессии точно есть».
«Братец Кролик». Спектакль-игра по книге Джоэла Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Автор пьесы — Борис Голдовский,
режиссер-постановщик — Екатерина Образцова, художник-постановщик — Сергей Алимов
монтировщик декораций
«Я работаю тут с 1969 года. Время изменилось, конечно. Мы росли совсем на других принципах: строгость и дисциплина у нас были железные. Раньше были великие актеры — Гердт, Самодур, Петров, Меркулова… У нас была гастрольная деятельность по всему миру; соответственно, кадры подбирались со всей строгостью — представляете, что такое в то время были поездки за рубеж? Нам читали лекции о том, как себя вести: ходить только по трое, налево-направо не смотреть, к местным жителям не подходить. Но мы все равно все видели.
Сейчас приходит молодежь, но среди них почти нет энтузиастов. У них просто нет мотивации: ни гастролей таких, как раньше, ни зарплат. Даже по моим внукам хорошо видно, как изменилось время: ребенку семи лет уже неинтересно в зале на кукольном спектакле, ему интересны PSP и компьютер. Какой там Кот в сапогах и зайчик-побегайчик!»
мастер-костюмер
«Cейчас говорят, что у нас «синтетический театр». Я не совсем понимаю, чем он так уж отличается от обычного, но раз так говорят, значит так и есть. Мои любимые спектакли — «Все кувырком» и «Конек-Горбунок». Это истории, знакомые с детства, в них чувствуется что-то родное. Ну и наш «Необыкновенный концерт» — это вообще шедевр, я считаю. А когда я только сюда пришла, меня очень впечатлил спектакль «Божественная комедия»: я в детстве видела его по телевизору и даже не думала, что буду над ним работать».
заведующий звукооператорским цехом
«Несмотря на то что зритель никогда не видит нас, мы из аппаратной его видим очень хорошо. Раньше зрители были не такие, как сейчас. Дети стали более шумными».
Сергей Токарев, заведующий машинно-декорационным цехом: «Раньше я работал в банке. Там необходимо постоянно имитировать бурную деятельность. В театре же, когда все выполнил, можно посмотреть телевизор, попить чай — и никто ругать за это не будет.
Когда я за кулисами, мне больше всего нравится спектакль «Грушенька»: на нем за кулисами всегда много народа, с кем-то можно пообщаться, спросить, что он сейчас будет говорить, в шутку предложить ему сказать что-то другое».
«Грушенька». Спектакль по повести Николая Лескова «Очарованный странник».
Автор пьесы — Исидор Шток, режиссер-постановщик — Николай Сличенко
мебельщик-реквизитор
«У меня нет на работе одинаковых дней: спектакли разные, репетиции проходят не одинаково, буквально каждый день нужно что-то ремонтировать. Ломаются кнуты, чашки. Последний раз пришлось ремонтировать шесть табуреток. Просто актеры сидят на сцене, ждут, когда главные актеры закончат свою речь, и раскачиваются. Вот ножки табуреток и расшатываются.
У меня не получается ходить на наши спектакли как зрителю. Не думаю, что я что-то теряю, но в то же время я не видел ни одного спектакля от и до. Постоянно находишься в движении: это надо убрать, это принести — если все вынести сразу, за кулисами будет мало места. Когда актеры начинают быстрее играть свою роль, могут случиться накладки. Однажды я вынес диван, и тут включился свет. Я сразу спрятался под диван, ждал, пока будет следующая перестановка».
заведующая мебельно-реквизиторским цехом
«В последнее время реквизиторы, как и монтировщики, выходят на сцену в образах. Например, нужно вынести накрытый стол, а так как это происходит во время действия, то нельзя просто поставить и уйти. Поэтому мы остаемся как массовка».
Илья Эпельбаум, художественный руководитель и создатель театра «Тень»:» Наш театр появился на свет в 1988 году. Мы тогда поняли, что хотели бы заниматься театром самостоятельно, и как раз в тот момент вышел закон о кооперации, как я до сих пор считаю, самый демократичный закон из когда-либо существовавших в нашей стране. И мы взяли и зарегистрировали кооперативный театр. С тех пор наш статус, разумеется, изменился: теперь мы «бюджетное учреждение культуры». Это высокое звание накладывает серьезные обязательства: мы начинали театр вдвоем, а теперь у нас в штате аж двадцать человек. К примеру, целых два бухгалтера. Ну и еще несколько не менее бюрократически значимых сотрудников — по государственным меркам, без них театр существовать не может. У нас есть даже главный энергетик, даром что он приходит к нам на работу два раза в год, а в остальное время ведет дневники. Но так положено, и все. Но, несмотря на всю эту бюрократическую историю, мы продолжаем делать маленький, семейный кукольный театр; все основные спектакли у нас по-прежнему играются камерным составом в два-три человека».
«Мизантроп». Спектакль по пьесе Жан-Батиста Мольера. Режиссер-постановщик — Анатолий Васильев,
художник-постановщик — Илья Эпельбаум, режиссер по работе с куклами — Майя Краснопольская
художественный руководитель и создатель театра «Тень»
Наш театр появился на свет в 1988 году. Мы тогда поняли, что хотели бы заниматься театром самостоятельно, и как раз в тот момент вышел закон о кооперации, как я до сих пор считаю, самый демократичный закон из когда-либо существовавших в нашей стране. И мы взяли и зарегистрировали кооперативный театр. С тех пор наш статус, разумеется, изменился: теперь мы «бюджетное учреждение культуры». Это высокое звание накладывает серьезные обязательства: мы начинали театр вдвоем, а теперь у нас в штате аж двадцать человек. К примеру, целых два бухгалтера. Ну и еще несколько не менее бюрократически значимых сотрудников – по государственным меркам, без них театр существовать не может. У нас есть даже главный энергетик, даром что он приходит к нам на работу два раза в год, а в остальное время ведет дневники. Но так положено, и все. Но, несмотря на всю эту бюрократическую историю, мы продолжаем делать маленький, семейный кукольный театр; все основные спектакли у нас по-прежнему играются камерным составом в два-три человека».
мастер-кукольник
«В театре я успела побыть и строителем, и поактерствовать, а в итоге пришла к тому, чем занимаюсь сейчас. Представить куклу заранее, нарисовать эскиз и по нему ее изготовить невозможно. С каждой куклой все происходит по-своему. Куклу Кармен, например, я делала почти месяц — хотя она ростом всего 6 сантиметров. А герои спектакля про Чио-Чио-сан все родились с лету, на вдохновении, почти в момент».
Художник — Ольга Золотухина, режиссер — Рузанна Мовсесян, балетмейстер — Светлана Воскресенская, автор музыки — Марк Минков
заведующий монтировочной частью
«Нелюбимые спектакли для меня — те, в которых много железа. Это физически тяжело: весь день устанавливаем декорации, потом их разбираем. Как-то актеры настолько активно себя вели, что одна из стенок декорации начала падать. Нашим ребятам пришлось на ней висеть, пока не появился удобный момент, чтобы все привести в порядок. Во время спектакля я практически не вижу, что происходит на сцене: много работы. А когда случается, что ничего делать не надо, обычно мы находим, как развлечься, — в нарды играем, чай пьем».
гардеробщица
«Люди к нам приходят самые разные. Неприятно, конечно, когда дают непрофессиональные советы: например просят повесить две вещи на один номер, хотя я-то знаю, что это не получится. Когда хамят, я стараюсь не отвечать тем же, перетерпеть».
мастер реквизиторского цеха
«Даже когда спектакль сложен с точки зрения реквизита, это не беда, обычно у нас все проходит гладко. Но бывают и веселые моменты — однажды, например, местный кот стащил курицу, которая была задействована в спектакле. Пришлось бежать в магазин за новой. На зрителей я иногда поглядываю, и мне не нравится, как они поменялись. Дети стали менее культурными: ржут, когда можно и нельзя, актеры нервничают, забывают текст. Как-то мальчик сидел в первом ряду и решал алгебру. Объяснил это тем, что только на спектакле у него нашлось время на уроки».