13 января 2012 года был объявлен конкурс на разработку концепции развития московской агломерации. Конкурс был создан по образу и подобию французского Grand Paris, о чем неоднократно заявляли московские чиновники. Заявки на участие в конкурсе подало 67 команд со всего мира, до финала дошли 9 междисциплинарных команд, проекты которых можно до 23 сентября посмотреть на выставке в парке Горького. В прошлую среду были объявлены победители — с точки зрения жюри, лучше всех с заданием на «размещение административно-делового центра» справились американские архитекторы из Urban Design Associates, а французское бюро Antoine Grumbach et Associés выиграло конкурс сразу по двум номинациям — «Развитие столичной агломерации» и «Развитие присоединенных территорий»
ООО «Архитектурное бюро «Остоженка», Москва
Директор архитектурного бюро «Остоженка» Александр Скокан с самого начала выступал против присоединения территорий, полагая, что это решение лишено смысла, а у Москвы «и в прежних территориях достаточно ресурсов для обновления». Поэтому бюро предлагает концепцию, в рамках которой новые юго-западные территории рассматриваются исключительно как ресурсные. Здесь в основном занимаются сельским хозяйством и снабжают старую Москву продовольствием. Никаких радикальных изменений в существующем землеустройстве не планируется — природные ресурсы будут сохранены, а развитие сельского хозяйства станет возможным за счет реабилитации уже существующих территорий. Что касается природных ресурсов, одним из приоритетов станет возрождение «подземного московского моря», на базе которого планируется устроить спа-курорты. Основные изменения коснутся только окраин городов и сельских территорий в сторону повышения качеств общественных пространств.
Поскольку радикально урбанизировать новые территории команда не собирается, то о переносе правительства в новую Москву речи не идет: парламентский центр предлагается расположить в Зарядье.
Основные инвестиции пойдут на улучшение качества среды старой Москвы. Транспортный коллапс решается комплексно: на севере планируется аккуратная реорганизация транспортной системы, не затрагивающая жилые и зеленые массивы. Главные усилия в восточной части города направлены на освоение промышленных территорий. Зоны вокруг реки активно развиваются. Также предлагается провести линию скоростного метрополитена Троицк–Парламентский центр–Королев, связать «Войковскую» и «Выхино» южным полукольцом метро и устроить «речную» линию метрополитена Усово–Федеральный центр–Жуковский
Андрей Муратов
___
26 лет, культуролог,
дача в 2 км от границы старой и новой Москвы (Зосимова Пустынь)
«На первый взгляд, для человека, по крайней мере часть времени проживающего на территории новой Москвы, архитектурное бюро «Остоженка» рисует неплохие перспективы. Конечно же, всем нам, людям с присоединенных территорий, хочется, чтобы все осталось как прежде и на наш век не пришлось прогрессивных изменений. Сохранение статус-кво для большей части территории — хорошо, развитие сельского хозяйства — просто замечательно, а если еще и спа-курорт добавить, то получится просто рай!
Но если взглянуть на этот план более пристально и задуматься о судьбе присоединенных территорий в более длительной перспективе, возникает ряд вопросов. Во-первых, зачем присоединять эти территории к Москве, если цель — оставить все как есть? Во-вторых, нужно ли, чтобы житница Москвы была с точки зрения административного управления ее частью? Не логичнее ли, чтобы деревня снабжала город продуктами? В-третьих, идея вложения средств в развитие сельского хозяйства в новой Москве подозрительно совпадает с инициативой Д.А.Медведева учинить приватизацию сельхозземель.
Описывая решение транспортных проблем, специалисты из бюро «Остоженка» ограничились парой общих фраз — они предложили «реорганизовать транспортную систему» для разрешения транспортного коллапса. Очень странно, что решение именно этой проблемы описывается столь абстрактно, в то время как именно решения транспортной проблемы ждут от присоединения все москвичи, новые и старые. Превращение новых территорий в огромный огород значительно ухудшит транспортную ситуацию, во-первых, из-за того, что с юго-запада в старую Москву хлынут торговать свежеиспеченные огородники. Во-вторых, никак не перераспределяя центры занятости, мы рискуем получить в несколько раз больше приезжих, которые найдут пристанище на территории новой Москвы и отправятся на заработки в старую Москву. В-третьих, озеленение и улучшение экологии этих территорий увеличит спрос на дачные участки — вроде как город, но еще и дача. Это увеличит число людей, покупающих дачи, и число людей, проживающих на дачах и ежедневно едущих с дачи на работу.
В общем, на мой взгляд, проект выглядит утопично».
Дуня Гончарова
___
20 лет, графический дизайнер,
дача рядом с усадьбой Валуево
«Совершенно оторванная от реальности концепция. Новую Москву уже год активно застраивают пятиэтажными жилыми домами, причем строят их с бешеной скоростью, прямо на полях, где раньше что-то выращивали. Речка, где раньше купался весь поселок, обмелела и стала очень грязной. В таких условиях трудно выращивать что-то съедобное, не говоря уже о том, чтобы снабжать едой Москву. И потом, увеличение площади обрабатываемой земли означает вырубку остатка подмосковных лесов.
В Зарядье должен быть парк, а не очередной офисный блок. Единственное, что мне кажется правильным и возможным в этой концепции, — решение транспортных проблем за счет каких-то нестандартных решений вместо обычной для нас постройки развязок и шоссе».
Владимир и Елена Савицкие
издатели музыкального журнала,
жители города Троицка
«Как обычные жители города Троицка и в некоторой степени района Теплый Стан Москвы, мы можем заметить, что транспортная проблема на Калужском шоссе стала за последний год просто катастрофической. Вряд ли какая-то из этих инициатив изменит ситуацию, в которой львиная доля обитателей новой Москвы едет каждый день на работу в старую и обратно. Конечно, приятно помечтать о появлении на Калужском шоссе легкого метро, скоростного трамвая или дирижабля, также очень импонирует задумка проекта архбюро «Остоженка» по «возрождению подземного московского моря».
В рамках концепций развития города Троицка нам больше всего нравится идея «оставить все как было» (проект архбюро «Остоженка»), после нее с небольшим отрывом следует развитие города как институтского центра (проект AUC). Совсем неплохо, хотя и утопически, выглядит проект создания на территории новой Москвы рекреационных зон и новых водоемов (проект UDA), а вот превращение Троицка в «Центр внуковского аэрохаба» (проект OMА) вызывает резкий протест. А для размещения государственных учреждений лучше всего подошла бы доминирующая над местностью возвышенность близ деревни Саларьево — это уже наше предложение архитекторам».