Иллюстрация: Александр Житомирский/gonduras
Несколько лет назад на блошином рынке у платформы «Марк» один мой друг купил два красивых, полезных и совершенно новых предмета — коробочку и веревочку. Коробочка очень подошла бы практически для всего чего угодно, а веревочка — для мобильного телефона. Жить бы им и жить, меж тем закончили они свои дни в братской могиле. Приятель мой утверждает, что на ту барахолку попадают лишь предметы, найденные на помойке. Купить их там — значит вырвать из лап гибели уже окончательной.
Несмотря на молодость и здоровье, вещи эти были не жильцы. Им было на роду написано попасть на помойку. Написано в буквальном смысле: на коробочке стояло некогда гордое имя МЕНАТЕП, а на веревочке — ЮКОС. Очевидно, в роковую историческую минуту
В этом проблема корпоративных подарков, которыми как раз в эти предновогодние дни насыщается наша жизнь, и без того не голодная предметами. Ежедневники, ручки, пепельницы с логотипами пока еще не уничтоженных компаний сыплются на нас с неба, как манная каша на Моисея. Сотрудники и бывшие сотрудники, клиенты и будущие клиенты, те, на кого возлагаются большие корпоративные надежды, и те, кто попал в список рассылки по ошибке, — все получат свою долю. Даже неимущим пенсионерам — и тем бросят в почтовый ящик
Кстати, с наступлением развернутого капитализма по всему фронту совершенно прошла, по-моему, страсть нашего народа к этим мини-календарикам, да и большим календарям с котятами и пейзажами золотой осени. Вряд ли сейчас
Ленина не будет даже и на обороте. Теперь не то: и котята, и Джим Моррисон прекрасно идут в паре с рекламой пластиковых окон, и не на обороте, а прямо в самом центре котенка. Но, соответственно, и ценность этих календарей для потребителя несколько снизилась.
Вообще, бесплатное мы не ценим. Корпоративные подарки — вроде вещи как вещи, но, говоря политкорректным языком,
с ограниченным набором возможностей. Говоря неполиткорректным языком, они несколько дебильные, и в силу этого не все карьерные пути для них открыты. Их трудновато, к примеру, использовать. Футболки вытягиваются, зонты ломаются. Портится все кроме логотипа, который продолжает сиять. Идеологическая функция перевешивает практическую. Но агитационный фарфор есть агитационный фарфор: есть с него не предполагалось. Все это надо бы выставлять, как охотничьи трофеи или спортивные кубки, в витрине. В самом деле, это не всякому удастся — срубить подарки сразу от нескольких конкурирующих компаний. Их также сложно перепродать. Реликвии МЕНАТЕПа еще могут найти себе тайных поклонников, но рекламная отрыжка жизнедеятельности
бесплатно. Вполне можно подарить то, что нашел, пусть даже подберезовик, если найден он был с любовью. Но вручить корпоративный подарок — это все равно что передарить жениху Петру часы с надписью «любимому Толе». В таких вещах запас любви и вассальской преданности уже исчерпан и, главное, направлен на другой объект. Ведь служат все эти кружки и брелоки «повышению лояльности сотрудников» и «формированию единого ценностного поля» — зловещие эти слова написаны во всех руководствах по корпоративной этике. Не удивлюсь, если уборщицы доносят, кто
из сотрудников свой подарок выбросил в мусорную корзину.
Остается предположить, что нанесение логотипов на невинные, в общем-то, предметы, — это практика сознательной порчи вещи, саботаж товара. И зачем-то это глобальным корпорациям нужно.
В самом деле, все предметы вокруг нас сейчас вовлечены в товарно-денежные отношения. Разве что внутри семьи еще существует
Оттого-то и веет от них робкой любовью, побеждающей капитализм хоть на одном скромном участке. И сила от этих вещей исходит, как мы все знаем,