Власти Москвы снова озаботились вопросами наружной рекламы в городе. На этот раз планируется сократить количество рекламных носителей, одновременно работая над их качеством и нравственным содержанием. Как объявлено, депутаты Мосгордумы уже обсуждают законопроект, который должен в очередной раз сменить правила игры на московском рынке рекламы. Прежде всего, двигатель торговли с плакатов и растяжек постепенно перекочует на более цивилизованные носители – видеоэкраны и тумбы городской информации, в интернет-киоски и электронные справочники.
– Вместе с формой должно измениться и содержание рекламы, – считает вице-мэр Валерий Шанцев. – В жесткие рамки будет поставлена реклама алкоголя. Кроме того, именно мы – правительство Москвы – должны контролировать вопросы этики рекламы, поскольку все претензии к содержанию рекламных щитов граждане направляют именно к нам, а не в Антимонопольный комитет, который и обладает единоличным правом цензуры.
Интересно, что в федеральной антимонопольной службе к инициативе московского правительства отнеслись без всякого интереса.
– Мало ли кто и что собирается контролировать, – говорит Сергей Котов, начальник Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции при антимонопольном ведомстве. – Пока что этим занимаемся мы и действуем на основании положения правительства «О Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» и федерального закона «О рекламе». Прежде всего, мы рассматриваем сам объект рекламы. А если кому-то из граждан не нравится какой-то щит или плакат, то пусть обращается в суд с иском на производителя рекламируемых товаров или услуг. И кстати, такие прецеденты уже были не раз. А вот законодательно определить рамки этики и морали очень сложно.
Как утверждают сами производители рекламы, их шедевры, которые иной раз откровенно рассчитаны на шоковую реакцию, по своей сути закона не нарушают. А право на жизнь той или иной рекламы определяет само общество.
– Неэтичная реклама отсекается в процессе саморегуляции рынка, – считает Дмитрий Кудинов, специалист рекламной компании «Профайл». – А качество содержания диктует жесткая конкуренция. Вместе с тем я, в принципе, не против цензуры. Непристойной рекламы действительно стало много. И хотя в наружной рекламе и так все жестко лимитировано, если это будет здоровое вмешательство, я введение такой цензуры только поддержу.
– Лучше бы власти следили за чистотой города, за заборами, на каждом из которых, между прочим, слово «хѕй» написано, – считает менеджер рекламного агентства «Понедельник» Анастасия Стрельникова. – А в рекламе, по-моему, цензуры и так достаточно. В Москве, кстати, реклама более чем сдержанная по сравнению с продукцией западных рекламистов, хотя в законодательстве у них ограничений гораздо больше. И вообще, прогресс не остановить. Кто-то очень точно подметил, что сейчас век победы пиара над разумом.
Интересно, что власти Москвы уже далеко не в первый раз пытаются ввести цензуру уличной рекламы. Еще в 1749 году вышел указ тогдашнего Московского градоначальника «Об изъятии всякой живописи на домах», предписывавший впредь выставлять одни только надписи. Циркуляр действовал чуть более года, после чего на витринах лавок снова появились изображения сапог, бубликов и сахарных голов. В середине 20-х годов депутаты Моссовета попытались полностью запретить некачественную, на их взгляд, рекламу, назвав ее «зверствами, которые доказывают полное отсутствие чутья к художественному произведению – улице». Стремление к гармонии дало обратный результат: улицы стали малопривлекательными и неинтересными. Впрочем, их расцветили плакатами Агитпропа.