— Скажите, по какому принципу Google выбирал города и культурные объекты, которые теперь стали доступны в режиме Street View?
— Говоря о Москве и Петербурге, все достаточно очевидно: они обладают наибольшей ценностью в глазах туристов. Казань дополнила список из-за Казанского кремля, объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, и мечети Кул-Шариф. Они сами попросили нас отснять эти достопримечательности, так как в 2013 году в городе пройдет Универсиада. Культурные объекты мы снимали с применением совсем другой технологии. При этом нужно было получить разрешение, чтобы попасть внутрь.
— Какие районы Москвы и Петербурга охвачены съемкой?
— В Москве мы отсняли практически весь город в пределах МКАД, плюс Химки, Мытищи, Подольск, Сергиев Посад, Домодедово. В Петербурге отсняли все внутри кольцевой автодороги (КАД), а также Кронштадт, Петергоф, Ломоносов и Пушкин. На карты реально попали все улицы, по которым можно проехать, за исключением тех, где шел ремонт.
— Расскажите о технологии съемки и сколько времени на нее ушло?
— Есть две технологии. Первая, когда мы снимаем улицы, производится с автомобиля, в котором сидят два человека: один штурман, второй — водитель. У них на крыше стоит камера, в багажнике лежит оборудование, они едут и снимают. Второй вариант — это трайк, который у нас всего один и сейчас стоит в приемной. Компьютер работает от генератора, а чтобы двигаться, нужно крутить педали, как на обычном велосипеде. И на крыше машины, и на трайке установлена круговая конструкция из восьми камер, девятая смотрит вверх.
Москву мы снимали два месяца, Петербург чуть более, чем месяц. На велосипедную съемку уходит не так много времени — Царицыно, например, сняли за два дня. Велосипед снимает один парк примерно за один–три дня, но на то, чтобы перемещаться между парками, тоже уходит время. Проблемы возникают из-за погоды, так как в дождь снимать нельзя — картинка будет низкого качества.
Полученные данные мы отправляем в дата-центр, где происходит склейка панорамы. Изображения нужно так соединить между собой, чтобы получилась связная сфера. Это первый этап. После этого на втором этапе происходит ретуширование лиц и номеров автомобилей. Так как все страны снимают улицы своих городов летом, то накапливается большой объем данных, который нужно обрабатывать. Отсняв города в России, мы встали в очередь на обработку, которая производится за границей.
— Если лица и номера машин ретушируются автоматически, возможно ли, что в случае технического сбоя часть информации останется открытой?
— Сбои, действительно, бывают. Я видел, когда автоматически замазывается чуть больше, чем надо, например лица на рекламе. Было такое, что в кадр попал номер машины без номера региона, поэтому он не был заретуширован. На такие случаи у нас есть кнопка «сообщить о проблеме»: вы нажимаете и указываете на неразмытые участки, которые операторы обработают вручную.
— Сталкивались ли вы с какими-либо проблемами? Например, при съемке в Кремле?
— В Кремле есть установленная процедура съемок. Нужно было составить соответствующего вида заявку, в ней детально описать, что, как и зачем мы делаем, главным было согласовать маршрут движения. Заявку рассматривали долго — больше месяца, после чего дали добро. Наши «велосипедисты» приехали и отсняли все. Ни в одном месте, даже в Кремле, насколько я помню, не было никаких проблем. Там к нам просто приставили сотрудника ФСО, который следил за съемкой. При других съемках в парках, где была служба охраны, она за нами приглядывала, но больше за тем, чтобы мы по газону не ходили.
— Расскажите, как новые объекты могут попасть в кадр?
— Если вы владелец объекта, который достаточно интересен широкой публике, вы можете прислать нам заявку. Наша съемка абсолютно безвозмездна: нам оказывают услугу, бесплатно нас пропуская, мы в ответ бесплатно снимаем и публикуем информацию об этом месте для миллионов пользователей. Наше условие — это безотзывное право на пользование полученными фотографиями.
Для запуска проекта мы сами выбрали места, которые нам очень интересны, предлагали съемку и вели переговоры, как, например, в случае с Петергофом. Из тех объектов, что мы отсняли, это также четыре парка в Петергофе (Верхний, Нижний, Александрия и Ломоносов), Петропавловская крепость. В Москве это Кремль, Красная площадь, Царицыно, Кусково, Коломенское, парк Горького, сад «Эрмитаж», Старый Арбат и Музей техники Вадима Задорожного в поселке Архангельское. Часть музея под открытым небом, где можно увидеть танки и ракеты, мы и снимали.
Велосипед используют только снаружи, внутри помещений не работает GPS-антенна. Поэтому мы можем снять только то, что находится на улице. Для съемки помещений есть совершенно другое оборудование, которое мы использовали, когда запускали арт-проект, снимали Третьяковку и Эрмитаж. Так как они уже отсняты, то, просто нажав на карте на стрелку, можно, пройдя «сквозь стену», попасть внутрь. Но пока это все. На Западе существует практика, когда панорама снимается внутри помещений, но в России этого пока нет.
— Были ли случаи, когда вы предлагали провести съемку, но по тем или иным причинам вам в ней отказывали?
— Да, наш план съемок изначально был больше, в нем были и другие объекты. Часть отснять мы просто не успели, потому что погода испортилась, а управляющие другой части не были согласны с нашими условиями.
— Чем Street View Google отличается от аналогичного проекта «Яндекс»?
— Я ничего не знаю об их технологии съемки, но разница, которая будет бросаться в глаза, — это заретушированные лица и номера машин. Еще отличие в том, что крупные дороги, например Садовое кольцо, мы всегда проезжаем в двух направлениях, потому что дорога слишком широкая, и картинка выглядит по-разному.
— Вы планируете съемки в других городах или, возможно, в национальных парках и заповедниках, как это делают в США?
— Все съемки в национальных парках аналогичны съемкам в Петергофе. Национальный парк не является территорией общего доступа, им управляет государственное ведомство. Поэтому нужно договориться о пропуске. В России я думал о нескольких национальных парках, но там нельзя передвигаться на автомобиле. Например, в известную Долину гейзеров на Камчатке можно долететь только на вертолете. Мы будем продолжать съемку, но когда и где, пока не известно.