Схема развития велодорожек в ЦАО на 2014-2015 годы
На сайте Департамента транспорта опубликован проект развития велодорожек в центре Москвы. Новые дорожки, появятся на Бульварном кольце, набережных у Кремля, проспекте Сахарова и на Пятницкой улице (ее сейчас активно перекапывают ради превращения в пешеходную зону).
Общая длина новых велодорожек в центре составит 17,7 км, из которых 7 км придется на бульвары. Оборудуют новые маршруты до 2015 года. В перспективе они должны превратиться в сеть, охватывающую весь центр города. «Стратегия развития велосипедного пространства» будет готова к осени, сообщила «БГ» замглавы Департамента транспорта Алина Бисембаева.
Велодорожка будет проходить только по одной — внутренней — стороне кольца и будет двусторонней. То есть потоки велосипедистов будут двигаться по одной дорожке навстречу друг другу. Впрочем, правилами дорожного движения не возбраняется ехать и по другой стороне велобульвара, где велодорожки не будет, уточнила Бисембаева.
На Гоголевском и Сретенском бульварах для велосипедистов отрежут от проезжей части одну полосу шириной 3,75 м (см. схему ниже). Аналогичным образом поступят на Чистопрудном бульваре, разве что по одной из полос там будут двигаться не автомобили, а трамваи. На Покровском и Яузском бульварах велодорожка будет совмещена с пешеходным тротуаром, который расширят лишь на 1 м. В Дептрансе считают, что тротуары после реконструкции будут достаточно широкими, чтобы их хватило и для велосипедистов, и для пешеходов, хотя и отмечают, что привыкание к новым велодорожкам будет происходить «постепенно».
Расположение велодорожек на Гоголевском и Сретенском бульварах
Там, где велосипедисты будут ехать мимо остановок троллейбусов, цвет дорожки будет меняться, чтобы предупредить о пересечении с зоной для пешеходов (см. картинку ниже). В местах пересечения с крупными магистралями (Тверская, Новый Арбат) велодорожки на схеме прерываются. Там велосипедистам придется спускаться в подземные переходы.
На набережных дорожки появятся со стороны Москвы-реки. Там будет общий тротуар для пешеходов и велосипедистов (на узких участках), либо выделенная полоса для велосипедов, как на Фрунзенской набережной. Это решение может измениться после проведения конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки.
В Дептрансе говорят, что предложенный проект — не окончательный и в него еще могут внести изменения «с учетом мнений велосообществ и экспертов». «БГ» спросил у специлиастов по транспорту, что они думают по поводу нового плана.
Кристина Ишханова Руководитель группы в проектной лаборатории Высшей школы урбанистики |
«Немного смущает, что в качестве пилотной зоны в центре выбрано Бульварное кольцо. Мне кажется, эта зона не даст ожидаемого эффекта по нескольким причинам. Во-первых, там большой поток машин, и это может повлиять на движение и вызвать большое возмущение. Во-вторых, там разный рельеф. Взять, к примеру, очень крутые Яузский или Рождественский бульвары, где люди просто могут решить не пользоваться велосипедами в целях безопасности.
Возможно, стоило начать с других зон в центре, чтобы посмотреть, сколько людей смогут пересесть на велосипеды с машин. Для простоты можно было взять не кольцевые, а радиальные направления из центра. Что касается велодорожек в пешеходных зонах, например, около Третьяковской галереи, то там обычно довольно много пешеходов, особенно в праздничные дни, и движение велосипедистов там может быть попросту небезопасно. Хотя в целом, тот факт, что велосипедное движение в городе развивают, и этим занимается целый отдел Департамента транспорта, — это, конечно, хорошая новость.
Сейчас москвичи пользуются велосипедом для прогулок, а не как видом транспорта. Чтобы изменить отношение людей, одного Департамента транспорта мало. Это и вопрос качества покрытий: не только для безопасного передвижения, а попросту говоря, чтобы не было луж, и велосипедист мог доехать чистым. Работодатели должны приветствовать велосипедистов, обеспечивая им возможность принять душ или переодеться, как это делается в странах, где активно пользуются велосипедами (Дания, Голландия). Эта цель может быть достигнута лишь в результате совместной работы разных ведомств».
Николай Залесский младший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ |
«Пока маршрут выглядит разорванным и неудобным как с точки зрения безостановочного движения по кольцу, так и в плане того, чтобы попасть на противоположную сторону бульвара. Подземный переход на пересечении с Тверской для велосипедистов это очень и очень неудобно. Здесь надо уже принимать решение о создании наземного перехода. То же самое — в районе Нового Арбата.
Интенсивное движение велосипедистов на двусторонней дорожке будет мешать пешеходам: на каких-то участках, мы отрезаем от проезжей части, а на каких-то — оккупируем тротуар, например, на Покровке. Возможно, стоило сделать более сложное организацию движения: где-то сделать двустороннюю дорожку, а где-то — две односторонних дорожки по разным сторонам бульвара, где велосипеды будут двигаться в ту же сторону, что и автомобили.
С одной стороны, есть класс велосипедистов, которым и не очень нужны велодорожки и которые используют велосипед как транспорт (иногда даже круглый год) и ездят по проезжей части. Есть класс велосипедистов, которые ездят редко и которым ехать вместе с потоком машин психологически дискомфортно. Планы властей указывают на то, что планируется постепенно увеличить долю людей, которые пользуются велосипедом как транспортом.
Пешеходы пока не привыкли сосуществовать с велосипедистами. Нынешение велодорожки в парках, на набережных, в Беляево, на проспекте Вернадского и так далее не несут транспортной функции — это рекреационные участки. Также они постепенно приучают народ к тому, что иногда часть пространства отдается велосипедам.
Развитие велодорожек на Бульварном кольце вовлекает в этот процесс привыкания большие массы людей. Порой где-то будут возникать конфликты, так как часть пространства будет забрана у автомобилей, часть — у пешеходов, которые не привыкли к велосипедной разметке. Но этот процесс должен идти, если мы хотим, чтобы хоть какая-то — скажем, 1% — потребностей в поездках удовлетворялась велосипедным транспортом».