«Мне бы такое зрение. Увидеть Никого!» — говорил Король Алисе. Классик соц-арта Борис Орлов — человек, улыбкой похожий на Чеширского кота, зрением — на Алису, а статусом — на Короля. Орлов — признанный мастер своего стиля. Уже четверть века Орлов вырубает из дерева тотемы. Человеческие погрудные изображения, лишенные признаков человечности. Без лица.
Нос у такого персонажа иногда имеется. Но вот глаза и рот блистательно отсутствуют. А подбородок и нос вырублены так прямолинейно, что не похожи ни на один конкретный, человеческий. У всех персонажей Орлова отсутствует индивидуальность лиц. То есть изображают они Великого Никого.
Внизу у бюста — ножка, посередине — грудь, а сверху — голова. Грудь в скульптуре обычно имеет служебное предназначение: ее задача — поддерживать и подчеркивать лицо. У Бориса Орлова все шиворот-навыворот: лицо деградировало до плоского профиля, грудь же от важности раздулась.
Бюсты Орлова — это этап эволюции соцреалистической скульптуры, перешедшей от более или менее узнаваемых изображений «пламенных революционеров» (в 30-е) к бюстам «героев войны» и «передовиков производства» (в 70-е), отличающимся лишь количеством наград на кителях. Следующий шаг, в конце 80-х, сделал Орлов: он устранил лицо, превратив его в чистый знак, а награды и атрибуты подчеркнул и преувеличил.
На нынешней выставке Бориса Орлова в галерее XL — скульптуры, внешне, по конструкции, похожие на те, прежние. Но идеологическое наполнение стало иным. Советская символика отягощена «античностями»: поверх «социалистической» груди наложен рисунок со старинного сосуда красного лака. Намек прозрачен: основа-то осталась в нетронутости. Но поверхностный рисунок разительным образом переменился.
ГАЛЕРЕЯ XL, ПОДКОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕР., 16/2, М. «КИТАЙ-ГОРОД», 916 82 35, 23 НОЯБРЯ — 20 ДЕКАБРЯ