Атлас
Войти  

Также по теме

Вата, питта, капха

  • 1993

Всякий медик согласится, что лечить нужно не болезнь, а человека. Древняя индийская медицина аюрведа не только согласна с этой доктриной, но и неотступно ей следует. Незапамятное происхождение только помогает аюрведе оставаться актуальной и эффективной. Неспроста в Индии под руководством национального Минздрава на равных правах трудятся три медицинских института – аюрведический, гомеопатический и европейский.

Смотреть, спрашивать, трогать – вот три метода познания, на которых базируется аюрведическая диагностика. Нацелена она на выявление пракрити – одного или нескольких энергетических типов, к которым человек относится. Доктор Мохаммедали, один из трех практикующих в Москве дипломированных специалистов-аюрведов, описывает эти типы так: «Человек питта – горячий, ему полезно холодное и сладкое. Он совсем не терпит жару, но если устал и пьет воду с лимоном, это ему не принесет пользы: лимон вреден для питта. И острое ему тоже нельзя. Тип вата непостоянный, может то помногу есть, то вообще забывать о пище; он вспыльчивый, но быстро отходит. Обычно эти люди весьма подвижные и разговорчивые. Капха – человек крепкого сложения, с густыми волосами, всегда осмотрительный и терпеливый». Решив, что нагляднее проиллюстрировать сказанное типажами наших широт, доктор добавляет: «Питта немножко выпивает и сразу краснеет, начинает громко говорить и ругаться. А вата худой, тощий, но может выпить очень много и не опьянеть».

На приеме, а длится он полтора часа, врач внимательно изучает телосложение пациента, состояние его волос и кожи; даже цвет глаз имеет значение, не говоря уже о характере и темпераменте. И только определив пракрити, вашу болезнь будут лечить. А пракрити, то есть природа человека, как раз и зависит от сочетаний вата, питта и капха – трех дошей, трех форм энергии.

Лекарственные дозы всем нужны разные. К примеру, то количество слабительного, которое необходимо типу вата, человека питта привяжет к уборной дня на три. А очищение слабительным – одна из пяти основополагающих процедур панчакармы, главного аюрведического лечебного метода. Еще в панчакарму входят два вида клизм, назальное очищение, то есть вливание лекарства в нос, и рвотная терапия. Процедуры не очень приятные – в отличие от масляных массажей, которые проделывают сразу четыре массажиста, исцеляя при этом массу болезней, от ожирения и глазных расстройств до параличей. Дхарой – струей ароматического масла, направленной на лоб и виски, – лечат бессонницу и неврозы.

Фармации в привычном для европейцев смысле слова аюрведа не признает. Все из трав! К лекарствам относятся многие приправы вроде имбиря (от простуды), шафрана (для очищения крови), куркумы (для дезинтоксикации). Уважаемо коровье молоко – омолаживает организм и продлевает жизнь. Рекомендации по питанию и образу жизни доктор разработает для вас индивидуально. Возможно, в этом и будет заключаться лечение. Как риторически вопрошается в классическом трактате по аюрведе, написанном за 500 лет до Рождества Христова: «Какой смысл назначать лекарства, если человек не соблюдает диету? И какая надобность принимать лекарства тому, кто диету соблюдает?»

ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАКРИТИ

Медицинский центр «НААМИ-Аюр» Б.Косинская, 139, м. «Выхино», 700 59 00, 700 04 45, 700 21 83

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter