В Ижевске прошел первый Форум живых городов, организованный Ассоциацией развития города (АРГО) и Администрацией города Ижевска
Организаторы пригласили на форум представителей городских команд из нескольких десятков городов России, преимущественно сформированных не муниципалитетами, а самими городскими активистами.
Интерес Ижевска понятен… Ниша города, претендующего на гражданскую столицу, свободна. При этом, в данном случае, «гражданская» составляющая понимается в традиционном европейском смысле, где понятия «гражданин» и «горожанин» являются синонимами. Можно построить в России такой город? Это, конечно, большой вопрос. Но, при всем при этом, никто не сказал, что бесполезно пытаться сделать свой город открытым и привлекательным для новых идей, новых бизнесов и новых решений.
В общем, на урбан-фесте в Ижевске можно было посмотреть не только ижевские команды (а они сами по себе достойны внимания), но и, например, на ребят из Саратова, делающих «нескучные экскурсии» по своему городу, или на команду из Норильска с невероятным упорством сажающую газоны в вечной мерзлоте, или на борца со свалками в Севастополе и многих-многих других.
Лучшие из городских команд получили довольно существенные (не буду уточнять, насколько) денежные призы в рамках вручения специально учрежденной для форума Премии Людвига Нобеля (старшего брата знаменитого Нобеля, который, как выяснилось, был когда-то чем-то типа ижевского градоначальника).
В общем, было интересно! И я совсем не жалею о том, что, в итоге, опоздал на самолет, вылетающий в Санкт-Петербург на главный экономический форум страны, результаты которого, безусловно, важны, но без живых городов ни одно стратегическое решение все равно не может быть реализовано.
Мне посчастливилось работать на урбан-фесте все три дня. В частности, я выступил с презентацией «12 шагов к привлекательности города». Расскажу коротко о том, что я продвигал среди заинтересованной аудитории.
Итак, привлекательность (аттрактивность) города – комплексная характеристика городского округа или городского поселения, отражающая позитивное отношение к городу на фоне остальных городов (конкурентов) со стороны жителя, инвестора или туриста.
Город как социальная система в данном случае рассматривается в триединстве важнейших элементов: люди – пространства – смыслы.
Данные элементы существуют в четырех основных плоскостях городских отношений:
- стратегические отношения, то есть город с точки зрения позиционирования как точка на карте географической, экономической, управленческой и пр.,
- экономические отношения, то есть город как экономический, хозяйственный, производственный комплекс,
- культурные отношения, то есть город как идентичность,
- конкурентные отношения, то есть город как неповторимое явление на фоне конкурентов, привлекательный объект для жителей, туристов, инвесторов.
Соответственно, выстраивая элементы города как системы (люди, пространства, смыслы) в четырех обозначенных плоскостях отношений, мы получаем некую матрицу, представляющую собой «дорожную карту» движения к привлекательности города из 12 основных шагов. Что это за шаги?
1. Миссия города – это общественно значимое предназначение города, то есть та услуга, которую город оказывает обществу. Миссии (как и формы городов) бывают разные: города-столица, города-хабы, города-крепости и т.д. Осознание миссия – первый и главный шаг к «осмысленности» городского существования и развития.
2. Открытость власти – базовое условие развития города. Без готовности власти быть восприимчивой к городскому сообществу не сможет быть реализована ни одна сколько-нибудь значимая миссия.
3. Открытость экономики – это и инвестиции, и новые рабочие места, и новые технологии.
4. Городские сообщества – объединения горожан по принципу единства интересов или вызовов. В доиндустриальную эпоху городские сообщества формировались по сословному принципу, в индустриальную – по производственному. В настоящее время самые сильные сообщества существуют по территориальному или коммунальному принципу. «Мы здесь живем», – очень сильный и важный мотив для решения городских проблем.
5. Мастер-план – это свод правил стратегического развития города. В нем важно не «что» строится, а «как» строится в городе: какие пространства будут заполняться жилыми кварталами, а какие – производственными. Мастер-планов в российских городах почти нет, но их наличие делает разговор с инвестором более понятным и предсказуемым.
6. Бренды – привлекательные и объединяющие символы города – люди, события, достопримечательности и многое другое. Наличие брендов – это не просто модный тренд в современном городском маркетинге. Это важнейшая часть привлекательности территории, позволяющая отличать один город от другого.
7. События – публичные мероприятия, проходящие в городе и объединяющие его жителей и гостей. Событийный ряд – один из важнейших элементов привлекательности, дающий повод обратить внимание именно на данный город.
8. Аттрактивность городской среды – привлекательный внешний вид города. Кто-то считает, что это сейчас неважно?
9. ЛОМ и агенты влияния – люди, являющиеся носителями привлекательности города. Как правило, это известные общественные деятели (политики, деятели культуры, спортсмены и пр.), но сейчас часто носителями привлекательности становятся и рядовые жители, способные либо на нерядовой поступок или на создание нерядовой ситуации.
10. Достопримечательности – пространства в городах, привлекающие внимание или имеющие отдельные городские смыслы. Достопримечательностями выступают не только «здания и сооружения», но и некоторые публичные пространства и даже квартиры известные людей.
11. Доступность города – возможность перемещения в город при первой необходимости.
12. Мода на город – самая главная составляющая привлекательности города, позволяющая создавать ситуацию, когда непосещение данного города станет невозможным для современного культурного человека. Это реально? Вполне! И примеры уже имеются.
…Станет ли Ижевск таким живым и привлекательным городом? Неизвестно! Но неучастие в Форуме живых городов в следующем году для меня уже становится невозможным.