С наступлением зимы дороги в Москве и Подмосковье покрылись ямами. Москвичи жалуются на ямы и выбоины в спальных районах Москвы, а также на некоторых трассах, например, особенный гнев у водителей вызывает Шоссе Энтузиастов.
Ямы на дорогах не просто создают неудобства. Для многих они заканчиваются финансовыми потерями: нужно поменять пробитое колесо, купить новое, воспользоваться услугами шиномотажа, а иногда и эвакуатора.
Московские власти и власти других российских городов явно не способны справиться с проблемой. Ямы появляются даже на новых дорогах и шоссе. Часто их затыкают «заплатками» из асфальта, которые затем быстро исчезают.
Неожиданное решение проблемы предложине ученые из Университета Ноттингем Трент. Они создали технологию, которая может обнаруживать дорожное повреждение еще до образования ямы: устройство сможет отслеживать наличие повреждений на поверхности дороги, из-за которых впоследствии появляются трещины. Подробно об новой технологии пишет CityLab.
Как работает система распознавания ям
Автор исследования д-р Сентхан Мадхаван и его коллеги разработали программное обеспечение, которое может обрабатывать данные дорожных сканеров, созданных британской компанией Dynatest. В создании технологии приняли участие специалисты из британского Университета Брунела и Национального университета науки и технологии, располагающегося в столице Пакистана Исламабаде.
Сканеры отслеживают не сами ямы, а процессы, ведущие к расслоению дороги и постепенно разламывающие ее. По словам ученых, именно расслоение дорожного покрытия и приводит в конечном итоге к образованию ухабов и трещин.
Принцип работы устройств, созданных компанией Dynatest, достаточно прост. Они представляют собой сканеры 2D и 3D, которые прикрепляются к передней части машины, например фургона, и по ходу движения сканируют поверхность дороги на наличие расслоений. Затем специалисты получают два вида данных: изображение в формате 2D передает данные камеры высокого разрешения, а 3D-сканер показывает трехмерную карту поверхности. Специальное освещение позволяет увидеть контраст между поврежденной и нормальной дорогой. Сканеры могут работать как при дневном освещении, так и ночью. Таким образом, собрать данные не составляет труда. Сложнее правильно обработать и получить адекватные результаты.
Тестирование системы показало, что программное обеспечение правильно проанализировало 900 изображений и определило наличие на них показателя расслоения дороги. Если эта система будет работать, специалисты смогут выявлять повреждения на дорогах до образования трещин, что значительно упростит ремонт и сделает его более качественным.
Когда разработка программного обеспечения будет завершена, его выложат в открытом доступе, чтобы муниципальные власти и государственные организации могли использовать его для контроля состояния местных дорог.
Другие способы обнаружить ямы
Правительства разных городов уже давно задумываются над тем, как упростить процесс обнаружения неполадок на дорогах.
Другие инженеры также предлагали свои способы решения этой проблемы, например, приложение для iPhone или специальные «горячие линии», позволяющие оперативно сообщать о трещинах и ямах на дорогах в государственные органы
Еще один вариант решения проблемы — оперативные бригады, которые в весеннее время работают сверхурочно, чтобы в краткие сроки починить испортившиеся участки дорог.