Висенте Гуайарт
Барселона — это довольно старый город, который недавно был серьезно перестроен. Как у вас получается сохранять идентичность старого города и в то же время перестраивать и адаптировать его к современным потребностям?
Город в течение всей своей истории постоянно перестраивается. В какой-то момент приходится идти на уничтожение части истории ради того, чтобы город рос. Я думаю, что мы нашли баланс между тем, чтобы защищать наше наследие, нашу культуру и идентичность, и в то же время строить современный город. В Барселоне мы постарались выделить старые части города, которые заслуживают того, чтобы их охраняли и сохраняли, но при этом мы стараемся развивать и современный мегаполис. Мы смешиваем старое и новое.
Транспортная система Барселоны была полностью перестроена. Расскажите о том, что произошло и какие изменения были сделаны?
Основное изменение касается роли общественного транспорта: мы хотели, чтобы люди использовали его намного чаще, чем частный транспорт. Это одно из самых крупных изменений в транспортной системе Барселоны.
Кроме того, несколько лет назад мы запустили систему аренды велосипедов по принципу bike sharing. Этот проект оказался очень успешным. Им пользуются тысячи людей.
Сейчас мы разрабатываем новую систему автобусного сообщения. Работа автобусов станет намного проще и будет охватывать большую территорию.
Кроме того, мы попытались сократить парковочные места и расширили тротуары. Важно, чтобы люди имели возможность ходить и лучше видеть город. Так жители взаимодействуют друг с другом и с городом. Это очень важная часть его идентичности.
Власти Москвы также пытаются бороться с зависимостью города от автомобилей. Они строят велодорожки, ограничивают парковочные места и принимают другие меры. Однако пока движение в городе достаточно плотное, а эти попытки не приносят больших успехов. Как вы думаете, с чем это связано? Есть ли здесь какие-то ошибки?
Про ошибки пока сказать не могу, я только изучаю ситуацию в Москве. Однако любые перемены происходят постепенно. Вы не можете изменить транспортную систему города за один день. Нужно менять взгляды и привычки людей. Здесь очень большую роль играет образование. На это может уйти много лет.
Сколько лет ушло на трансформацию привычек жителей Барселоны?
Мы начали 20 лет назад и до сих пор этот процесс не завершен. Он идет очень медленно.
мы проводим сотни личных встреч с жителями Барселоны. Это вовлекает их в трансформацию города.
С начала года в Москве было снесено 23 старых здания, которые представляют архитектурную ценность. С такой проблемой сталкивается любой старый город. Как она решается в Барселоне? Как жители могут влиять на этот процесс?
С одной стороны, у нас есть список зданий, которые нужно защищать. Я уверен, что у вас есть аналогичный список. С другой стороны, представление о том, что нужно защищать, меняется со временем. Возможно, сейчас люди полагают, что нужно защитить больше зданий, чем раньше. У нас есть несколько примеров таких спорных ситуаций. Мы стараемся обсуждать такие вопросы с жителями и достигать компромиссов. Списки, конечно, надо расширять.
Москва постоянно растет вширь. Мы уже чувствуем на себе последствия этого: появляются проблемы с транспортом и инфраструктурой. Урбанисты обычно это критикуют. Как вы с этим справлялись в Барселоне?
Постоянное расширение — это не самая лучшая идея. Куда лучше жить в плотно заселенном компактном городе. Например, в таких городах намного лучше работает транспортная система, чем в мегаполисах, разросшихся вширь. Это помогает избавиться от зависимости от автомобилей.
Во многих городах Европы, например во Франции и Бельгии, это стало настоящей проблемой. Если бы это можно было как-то организовать с помощью изначального планирования города, это избавило бы от многих проблем. Подобные ошибки очень сложно исправлять. В США города вроде Бостона или Нью-Йорка превратились в огромный бесконечный город из-за такого разрастания.
Как предотвратить подобное расширение в городах, подобных Москве? Центр с исторической застройкой уже нельзя уплотнять, а люди в город переезжают.
Мы полагаем, что города будущего не должны состоять из богатого центра и бедной периферии. Мегаполис будущего должен состоять из кварталов, в которых будет все необходимое для жизни. У этих мест должны быть все удобства, своя идентичность, свои бульвары, транспорт. Такие города работают. В Барселоне как раз мы тратим ресурсы на то, чтобы разные части города были одинаково привлекательны. Недостатки одних компенсируются плюсами других.
Я погулял по центру Москвы, здесь совершенно потрясающие здания и необычная жизнь, которую вряд ли поймет тот, кто здесь не живет.
Барселона — это крупный туристический город. Недавно в нем даже были протесты против обилия туристов. Помогает ли с этим справиться архитектура и планирование? Помогут ли они, наоборот, привлечь туристов в Москву?
Если в городе мало туристов, то он обычно хочет их привлечь. Если же в городе много туристов, то он хочет избавиться от части из них.
На самом деле, словом «турист» мы называем слишком много разных категорий людей: кто-то путешествует с деловыми целями, кто-то с семьями — эти категории не создают проблем.
Проблемы создают те, кто приезжает в Барселону только ради вечеринок. Кроме того, у нас есть и еще один феномен, связанный с круизами: часто люди приезжают в Барселону в рамках круизов или корабли отходят из Барселоны. Эти люди гуляют по городу, но в нем не ночуют.
Туристы концентрируются в 20% города. Основная стратегия — это заставить туристов посещать другие части Барселоны, ведь город намного больше, чем они думают. В этом случае все будут очень им рады, например, рестораны будут зарабатывать. Правда в том, что в какие-то моменты город должен принять определенные решения, чтобы справиться с этими проблемами.
Да и сам город меняется. Если раньше туристы жили в основном в отелях, то теперь они живут в частных апартаментах, которые сдаются. Они часто не адаптированы к шумным гостям. Мы над всем этим работаем.
Проблемы создают те, кто приезжает в Барселону только ради вечеринок.
Вы, наверное, гуляли по Москве. Многие иностранцы жалуются, что для туристов она напоминает хаос — много зданий, машин, людей. Какие ваши первые впечатления?
Я погулял по центру Москвы, здесь совершенно потрясающие здания и необычная жизнь, которую вряд ли поймет тот, кто здесь не живет. Москве в целом нужно лучше объяснять, чем здесь заниматься людям. Например, вы подходите к историческому зданию, с ним можно сфотографироваться, но интересно, что еще оно значит. Нужно, чтобы иностранцы лучше понимали настоящую жизнь в Москве.
Власти Москвы пытаются общаться с жителями, появляются сайты в интернете и мобильные платформы. Правда, они не всегда решают важные вопросы с помощью этих средств. Как устроено такое взаимодействие в Барселоне?
У нас есть множество способов общения с населением. Самый лучший способ общения — это интернет-сайты, но важно не только дать информацию, но и вести диалог с жителями. Все чаще они используют мобильные средства связи.
У нас нет традиции проводить референдумы о будущем города, как это происходит в Северной Европе. Но мы проводим сотни личных встреч с жителями города. Это вовлекает их в трансформацию города.
Какие у вас первые впечатления о том, как строится жизнь в Москве?
У Москвы есть своя идентичность. Именно это отличает самые хорошие города мира. Огромный потенциал для развития имеет Москва-река. Власти города недавно провели конкурс на лучшую концепцию развития набережных. Это очень хорошо. Транспортная ситуация напряженная, но, надеюсь, это можно исправить.