Имидж Москвы серьезно обеспокоил столичные власти. И дело тут не столько в рушащихся бассейнах и горящих памятниках архитектуры, сколько в заботе об иностранных туристах, которых, несмотря на умножение койкомест в отелях, больше не становится.
– Мы должны за несколько лет в два раза увеличить поток туристов – с 2,4 млн до пяти, – заявил вице-мэр Иосиф Орджоникидзе. – Но любой тур к нам из-за отсутствия системы безопасности становится экстремальным. Да и по ценам путевки доступны лишь экстремалам – относительно комфортный тур стоит полторы тысячи долларов...
Вот, чтобы завлечь туриста в Москву, в мэрии и решили заняться имиджем. Начали с конгресса имиджмейкеров, состоявшегося на днях в Музее Толстого на Пречистенке и организованного Академией имиджелогии.
– В Москве все хорошо, но об этом мало кто знает, – считает профессор Российской академии госслужбы Александр Панкрухин. – Например, в Мюнхене тратят более 8 млн евро на продвижение имиджа города, а московские власти на имидж не тратят практически ничего – ни денег, ни усилий. В этом можно убедиться, если сравнить официальные сайты Нью-Йорка и Москвы. На московском сайте первая ссылка – герб, гимн, потом – почетные граждане и телефоны в мэрии. На американском сайте вы можете найти массу самых разнообразных советов на все случаи жизни – как удобнее заплатить налоги, как обзавестись бизнесом...
Впрочем, не только Интернетом будет крепнуть имидж столицы. Весомый вклад в облагораживание облика города недавно внес и сам мэр Юрий Лужков, предложивший под патронажем правительства открыть сеть «народных ресторанов», где москвичи и гости столицы смогли бы отобедать по самым низким ценам. Судя по всему, гастрономические пристрастия московского градоначальника претерпели существенную эволюцию – от обустройства сети бесплатных туалетов с буфетом типа «Русского бистро» мэр перешел к идее повсеместного распространения дешевых бизнес-ланчей. Однако, как заявили в Департаменте потребительского рынка столицы, говорить что-либо конкретное о сроках постройки «народных ресторанов» пока преждевременно, ибо ни одного документа на этот счет пока еще не принято.
Что ж, осмыслив предложенные идеи, мы тоже решили внести скромную лепту в укрепление имиджа родного города, для чего обратились к специалистам.
Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств:
– Главное – это раскрутить Москву как безопасный, тихий, красивый город. Потому что, если в Москве случается какой-нибудь взрыв или пожар, то каждая заштатная газета на Западе тут же трубит об этом. Нужно устраивать побольше развлекательных мероприятий: Масленицу можно превратить в аналог бразильского карнавала по размаху и зрелищности. А еще бы я снял ролик о Москве и крутил бы его в других странах. В нем я бы показал голубой изгиб Москвы-реки – такой же, как изгиб Сены в Париже; я бы показал Красную площадь, такую же привлекательную, как площадь Сан-Марко в Венеции; показал бы небоскребы, как в Нью-Йорке... И слоган: все, что вы ищете по всему миру, вы сможете найти в одном городе – в Москве!
Арсений Мещеряков, арт-директор компании Agey Tomesh:
– Прежде всего я построил бы приличные музеи, больше хороших музеев, интересных и красивых с точки зрения архитектуры. Потому что рекламировать то, чего нет, бессмысленно. И устраивал бы побольше массовых гуляний. Москва должна быть наполнена красивыми вещами, яркой рекламой, насыщена культурными событиями. Впрочем, я думаю, что скоро так и будет, – у нас в стране вообще все быстро меняется.
Николай Пынти, арт-директор рекламного агентства BBDO:
– Мне Москва нравится, я бы вообще ничего не менял. Если же представить ее как товар, то это продукт, который пользуется бешеной популярностью. Она менее европейский город, чем Санкт-Петербург или Киев, например, но в этом и есть кайф. Москва немного азиатская, немного цыганская, яркая и необычная. Единственное, чего городу не хватает, это моря! Я никогда не понимал, почему в лучшем городе мира нет моря...
Максим Попов,