Новость о том, что здание типографии «Огонька» было построено по проекту Эль Лисицкого, стала в 2007 году сенсацией. Проведенная тогда экспертиза и сенсационная атрибуция помогли остановить снос ветхого здания, много лет пустовавшего: на руки собственнику, войсковой части, уже были выданы все необходимые разрешения — на месте памятника должен был появиться жилой дом для офицеров, вернувшихся из горячих точек. Однако экономический кризис не позволил реализовать эти планы, а полученные данные историко-культурной экспертизы и установленное авторство позволили по-новому строить разговор с собственником. После многолетних переговоров было наконец достигнуто взаимопонимание, и уникальный памятник конструктивизма был признан объектом культурного наследия.
_____
Замечательно, что власти города наконец-то официально признали ценность этого уникального здания, а балансодержатель выразил готовность приступить к его реставрации. Обширный мировой опыт реставрации памятников модернизма доказывает, что это технически возможный и экономически крайне выгодный процесс — если под выгодой понимать совокупную пользу для имиджа города, для развития культурного туризма, для гордости и самосознания горожан».
_____
«Во-первых, все мы надеемся, что это будет решение окончательное. Во-вторых, можно посетовать, что пока здание было принято только в составе двух строений, в то время как есть еще четыре — проходная и прочие постройки, охрана которых необходима просто исходя из принципа целостности памятника и его ансамбля. В-третьих, и это очень важно, типография Лисицкого является единственной известной постройкой этого дизайнера, архитектора, художника мировой величины, и маловероятно, что когда-нибудь будет открыто что-то еще. В-четвертых, эта типография логично встает в ряд типографских комплексов, появившихся в первой половине XX века к северу от Кремля. Это скоропечатня Левинсона 1902 года в Трехпрудном переулке и типография «Утра России» 1907 года в Большом Путинковском, обе — работы Федора Шехтеля. Затем «Известия» Григория Бархина, здание для которых было построено в 1927 году на Пушкинской площади. Дальше — «Литгазета» на Цветном бульваре 1931 года, работа молодых выпускников ВХУТЕИНа Лукина и Модорова. Дальше, за Садовым, собственно, типография «Огонька» Лисицкого 1933 года. Еще на Сущевской улице есть «Молодая гвардия» неустановленного пока авторства, построенная в середине 1930-х годов, отличный образчик ар-деко, и в завершение — гигантский комплекс «Правды» на одноименной улице, постройки Пантелеймона Голосова 1933 года.
После проведения реставрации здесь расположится одно из военных ведомств, однако мы обговорили с собственником возможность доступа публики в это уникальное здание — по крайней мере в определенные дни. Вообще это большая победа, ведь это единственная постройка Лисицкого в мире — при том что он оставил огромное наследие в виде книг, чертежей и бумажных проектов. Но этот дом — единственный предмет материализованного наследия мастера. И это действительно очень интересное здание по структуре, по архитектуре, по пространству, по материалам. Это знаковый памятник конструктивизма, и очень отрадно, что его удалось спасти».