Атлас
Войти  

Также по теме

Типография Лисицкого признана памятником

Департамент культурного наследия города Москвы принял решение о присвоении зданию типографии «Огонька», находящемуся по адресу 1-й Самотечный переулок, 17, статуса памятника архитектуры. Это единственная во всем мире осуществленная архитектурная работа русского авангардиста Эль Лисицкого. БГ обсудил новость с экспертами

  • 6812
EL-LISITZKY-OGONYOK-1.jpg
Фотография Сергея Дороховского, wikipedia.org

Эль Лисицкий прославился как художник-график, полиграфист, автор фотомонтажей, театральный сценограф, оформитель выставок, теоретик дизайна, архитектор-визионер. Архитектор по образованию и ученик Малевича в Витебской художественной школе Марка Шагала, он стал своеобразным переводчиком идей живописного супрематизма на язык архитектуры. Однако по разным причинам ни один из его проектов реализован не был, и долгое время считалось, что все его наследие осталось лишь на бумаге.

Новость о том, что здание типографии «Огонька» было построено по проекту Эль Лисицкого, стала в 2007 году сенсацией. Проведенная тогда экспертиза и сенсационная атрибуция помогли остановить снос ветхого здания, много лет пустовавшего: на руки собственнику, войсковой части, уже были выданы все необходимые разрешения — на месте памятника должен был появиться жилой дом для офицеров, вернувшихся из горячих точек. Однако экономический кризис не позволил реализовать эти планы, а полученные данные историко-культурной экспертизы и установленное авторство позволили по-новому строить разговор с собственником. После многолетних переговоров было наконец достигнуто взаимопонимание, и уникальный памятник конструктивизма был признан объектом культурного наследия.





hrustaleva.png

Марина Хрусталева
_____

координатор Международной секции Общественного движения «Архнадзор»

«Постановка здания типографии Эль Лисицкого на охрану — очень радостная и долгожданная новость. Решение о включении типографии и соседнего дома «Жургаза» в число выявленных объектов культурного наследия было принято Департаментом культурного наследия четыре года назад, в августе 2008 года. Но с тех пор с памятником происходили только неприятные вещи — два пожара (к счастью, несильных) и бесконечная бюрократическая волокита. Не последнюю роль в этой задержке сыграл и девелоперский проект — строящийся почти вплотную к ограде типографии дом для ЖСК «Кино-7».

Замечательно, что власти города наконец-то официально признали ценность этого уникального здания, а балансодержатель выразил готовность приступить к его реставрации. Обширный мировой опыт реставрации памятников модернизма доказывает, что это технически возможный и экономически крайне выгодный процесс — если под выгодой понимать совокупную пользу для имиджа города, для развития культурного туризма, для гордости и самосознания горожан».


vasiliev.png

Николай Васильев
_____

историк архитектуры, DoCoMoMo Россия («Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения»)

«Во-первых, все мы надеемся, что это будет решение окончательное. Во-вторых, можно посетовать, что пока здание было принято только в составе двух строений, в то время как есть еще четыре — проходная и прочие постройки, охрана которых необходима просто исходя из принципа целостности памятника и его ансамбля. В-третьих, и это очень важно, типография Лисицкого является единственной известной постройкой этого дизайнера, архитектора, художника мировой величины, и маловероятно, что когда-нибудь будет открыто что-то еще. В-четвертых, эта типография логично встает в ряд типографских комплексов, появившихся в первой половине XX века к северу от Кремля. Это скоропечатня Левинсона 1902 года в Трехпрудном переулке и типография «Утра России» 1907 года в Большом Путинковском, обе — работы Федора Шехтеля. Затем «Известия» Григория Бархина, здание для которых было построено в 1927 году на Пушкинской площади. Дальше — «Литгазета» на Цветном бульваре 1931 года, работа молодых выпускников ВХУТЕИНа Лукина и Модорова. Дальше, за Садовым, собственно, типография «Огонька» Лисицкого 1933 года. Еще на Сущевской улице есть «Молодая гвардия» неустановленного пока авторства, построенная в середине 1930-х годов, отличный образчик ар-деко, и в завершение — гигантский комплекс «Правды» на одноименной улице, постройки Пантелеймона Голосова 1933 года.

Интересно, что Лисицкий делал проект и для «Правды», и поэтому, когда в его эскизах встречали какую-то типографию, все думали, что это «Правда» — а это был «Огонек». Его Лисицкий сделал в трех вариантах, последовательно упрощая свой новаторский замысел к более прозаическим возможностям строительства. Соавтором последнего варианта, построенного в 1-м Самотечном переулке, стал Михаил Барщ, прославившийся своим Планетарием (построенным в 1929 году вместе с Михаилом Синявским), но больше всего он работал с жильем (там же во владении 17 по 1-му Самотечному стоит жилой дом «Жургаза» — кооператива журналистов «Огонька», где вместе с другими жил и главред Михаил Кольцов).

Все эти комплексы сейчас не работают как типографии, но все они их могут использоваться иначе: комплекс «Огонька», как любое большепролетное промышленное здание, достаточно легко адаптировать под общественные и культурные функции — у нас нет в Москве ни одного музея русского авангарда, ни одного музея дизайна, ни тем более музея Лисицкого. Задней стороной типография выходит в детский парк (бывшую усадьбу Остерманов-Толстых), и это тоже, я надеюсь, повлияет на выбор новой функции памятника. Но это все при условии, что владельцу, а типография, начиная с ареста Кольцова в 1938 году, постоянно так или иначе находится в ведении НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ, хватит воли сделать тут что-то, а не ждать медленного разрушения здания от «случайных» пожаров и непогоды в надежде выстроить здесь жилой дом».


Pereslegin.png

Николай Переслегин
_____

советник руководителя Департамента культурного наследия города Москвы

«Процесс переговоров с собственником был очень непростым, однако он состоялся, и в целом успешно — основная работа заключалась в том, чтобы уже данное разрешение на снос пересмотреть и аннулировать. И на этот раз нам удалось добиться цели. Сейчас за этот дом можно быть спокойными: войсковая часть, которая является собственником этого объекта, нацелена на реставрацию здания при сотрудничестве с Москомнаследием. Здание находится не в самом хорошем состоянии, тут требуются большие работы по реставрации и приведению его в порядок, в том числе по укреплению фундамента, кровли и конструктивного остова здания. Но у нас с собственником по этому вопросу достигнуто полное взаимопонимание.

После проведения реставрации здесь расположится одно из военных ведомств, однако мы обговорили с собственником возможность доступа публики в это уникальное здание — по крайней мере в определенные дни. Вообще это большая победа, ведь это единственная постройка Лисицкого в мире — при том что он оставил огромное наследие в виде книг, чертежей и бумажных проектов. Но этот дом — единственный предмет материализованного наследия мастера. И это действительно очень интересное здание по структуре, по архитектуре, по пространству, по материалам. Это знаковый памятник конструктивизма, и очень отрадно, что его удалось спасти».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter