Координатор движения «Синих ведерок» Петр Шкуматов и несколько добровольцев, например водитель такси Алексей Лапин, решили провести эксперимент с популярными сервисами по заказу такси. Каждый доброволец в течение недели будет тестировать один из сервисов в качестве водителя.
Шкуматов, например, на неделю стал водителем Uber, а Лапин — “Yandex.Такси». Также будут протестированы GetTaxi и CityMobil. Эксперимент начался 18 мая, водители будут работать по 12 часов в день в течение шести дней, а в воскресенье подведут итоги. До этого времени Шкуматов, Лапин и другие участники эксперимента будут публиковать свои наблюдения. БГ также опубликует результаты эксперимента.
Рабский труд таксистов
Эксперимент начался с того, что Шкуматов заинтересовался системой работы такси в Москве. «Этот эксперимент с такси мы затеяли потому что вокруг таксистов очень много мифов, — пояснил он БГ, — Например, люди, да и сами таксисты, говорят, что зарабатывают по 100 тысяч рублей в месяц. Но это не правда. Да, на руках у тебя может быть 100 тысяч, но ровно половину ты отдашь на мелкий ремонт, бензин, мойку и прочие расходы. Итого 50 тысяч рублей за адскую двенадцатичасовую работу шесть дней в неделю».
Сам Шкуматов в основном ездит на такси как пассажир. Но после одного случая решил попробовать на себе в роли таксиста. Он ехал на такси с водителем, который на скорости 100 км в час уснул за рулем. Сам Шкуматов хоть и дремал, но заметил это и разбудил таксиста. «Вот и я решил оказаться в шкуре таксиста и «заработать 100 тысяч», — подводит итог Шкуматов.
Пока его предположения подтверждаются: работа очень тяжелая. «Не знаю, доживу ли я до воскресения. Уже хочется все бросить и сбежать. У меня немеют ноги, я отсидел зад, все болит. График адский», — недоволен он.
В таксистов при этом берут практически всех, кто готов работать в этих условиях. Достаточно ответить на простые вопросы, например, находится ли Садовое кольцо внутри ТТК или снаружи. Это выгодный бизнес: люди сдают автомобили в аренду и получают большую прибыль за счет труда таксистов.
Эксперимент, по мнению Лапина, должен показать властям Москвы, что такси почти никак не развивается. «Если полноценный таксист может сравниваться в своем деле с любым автомобилистом, то тогда грош цена городскому такси», — поясняет Лапин. Власти бросили услугу на произвол судьбы, и теперь ею никто не управляет. В итоге возникают компании вроде Uber, которые получают прибыль и не платят в казну города.
О чем говорят в такси?
Эксперимент позволил участникам также пообщаться с пассажирами такси, узнать об их привычках и послушать, о чем они говорят. Один из таких рассказов Шкуматов опубликовал на Facebook. С его разрешения мы публикуем рассказ.
«Знаете, о чем говорят женщины в такси? Разумеется, не со мной. Никогда не догадаетесь с первого раза. Я сам офигеваю, но факт есть факт. На первом месте по обсуждению… МАНИКЮР и все с ним связанное. На втором месте — курорты третьего рейха, но это связано с неумолимо приближающимся отпускным сезоном. Ну а дальше всё подряд.
Думаете, что политику обсуждают? Ха-ха-ха! Никто политику не обсуждает. Вообще никто. А выборка уже довольно большая. Что довольно странно видеть и слышать, особенно в связи с накалом страстей в комментах по всем вопросам, с политической повесткой дня связанным. Даже Украину и то никто даже мимоходом не упомянул. Кстати, а что там в/на Украине нового? А то я тоже выпал из контекста.
Но, если положить руку на сердце, то можно выделить номинанта на третье место. Это вопрос где поесть, что поесть и с кем поесть. Где, что и с кем. Запомните эту формулу, она универсальна. Зато я уже по-тихоньку начинаю разбираться с ресторанным бизнесом в городе, где говно, а где и покушать люди не брезгуют. Это один из плюсов, который я уже вынес из работы таксиста. Если со мной это просветление произошло буквально на глазах, то что говорить о людях, которые таксуют с десяток лет? Они заткнут за пояс любого ресторанного критика легко и непринужденно! Ну, если захотят, конечно же.
Финансовые результаты дня оказались удручающими. За вчера (среда) в УБЕРе чистыми получилось заработать 1 406 рублей. 12 поездок, 10 часов отработано. 186 км пробега. ОДНА ТЫСЯЧА ЧЕТЫРЕСТА ШЕСТЬ РУБЛЕЙ. Могу себе представить ощущения людей, для которых это единственный источник дохода. Вот так оттарабанить полсуток и принести домой полторы тыщи. Зато резко возрастает ценность денег. Если раньше можно было просто не думать о том, купить или не купить что-либо за полторы тыщи, то сейчас это имеет четкое выражение в днях жизни. Купить не за 1 500 рублей, а купить за день довольно тяжелой работы. Стоит ли оно того? Сразу весь маркетинговый бред из головы рассеивается».