Не все это заметили, но, по оценкам аналитиков, наше с вами благосостояние за последний год существенно улучшилось. Многие удивятся, но доходы некоего среднестатистического гражданина, говорят, выросли процентов на 20-30. Причем это уже не те шальные лишние деньги, которые в середине 90-х тратились на круизы, вставные зубы или дорогую собаку, а вполне серьезные капиталы, которые можно куда-то вложить.
Кстати, всякому полезно узнать о том, что нынче можно достаточно легко прикупить себе небольшой заводик, салон красоты, клуб, кондитерскую фабрику или любое другое предприятие "малого и среднего бизнеса".
Для этого существует фирма, названная строгой аббревиатурой - КГ МГБ, что расшифровывается довольно изящно - Консалтинговая группа "Магазин готового бизнеса". На сегодняшний день существует с десяток подобных компаний, но МГБ - пионер и реальный лидер на рынке бизнес-брокерских услуг.
Ну, а в 2000 году, когда адвокат Вадим Самсонов с товарищами решили создать предприятие, представляющее услуги по купле-продаже бизнеса, ничего подобного в России еще не существовало.
- Как говорил кот Матроскин, для того, чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно это ненужное купить. У нас недавно и бизнеса-то не было. А уж тем более - возможности цивилизованно из него выйти. С уходом хозяина предприятие либо разваливалось, либо продавалось по знакомым, - рассказывает генеральный директор МГБ Самсонов.
МГБ начинал свою пионерскую деятельность очень симпатично, даже художественно. Первым готовым бизнесом, который попал в "Магазин", был свечной заводик, мечта всякого начинающего российского коммерсанта. Однако при ближайшем рассмотрении заводик оказался гаражом, оснащенным примитивным оборудованием: двумя ваннами и тремя формами для отливки, и заниматься им никто не стал.
Сейчас же, спустя три года, на счету КГ МГБ 87 реализованных сделок, еще пять находится в процессе подготовки. Вот, скажем, совсем недавно ушел в хорошие руки бутик в центре Москвы. Проект проходил под кодовым названием "Вариант для жены банкира", но в результате приобрела его крупная торговая компания, желающая развивать розничную сеть. Бутик был продан невероятно быстр, всего за две недели (бывает, что сделка длится около года).
Еще удачный пример из последних - цех по изготовлению тортов и пирожных. Его бывшая владелица - очень энергичная и обаятельная женщина, которая с помощью своей дочери создала грамотно устроенное и доходное производство.
- Вообще, женщины бывают отличными бизнесменами, - говорят в МГБ, - нашим первым клиентом была дама, продававшая сеть табачных киосков. А сейчас на продажу выставлена косметическая фабрика, хозяйка которой перед тем, как начать дело, обучилась на химическом факультете МГУ, закупила современное оборудование. Такой подход довольно нетипичен для нашей косметической промышленности, работающей по схеме "ванна-ведро-тюбик".
На сегодняшний день в магазине выставлены на продажу: леспромхоз в бурятском поселке (18 га лесных угодий с тракторами, станками, пилами и 120 работниками) всего за 980 тысяч долларов; пекарня в Одинцовском районе - за 125 тысяч; крупнейший в Москве cаll-центр с квалифицированным профессиональным штатом в 130 человек и всем необходимым оборудованием - за 400 тысяч долларов.
- Почему же люди расстаются с успешным бизнесом? - возник у меня естественный вопрос.
- На Западе есть две основных причины, по которым бизнесмены продают свое предприятие: пенсионный возраст и переезд на другое место жительства, - объясняет Вадим Самсонов. - У нас же экономика молодая, до пенсии бизнесмены еще не дожили, из Москвы люди уезжают редко. Поэтому здесь совсем другие мотивации: усталость, неспособность справится с персоналом, нехватка средств для развития или желание заняться чем-то другим. Кстати, постепенно стали появляться коммерсанты, которые изначально создают бизнес с целью продажи - у нас уже есть постоянные клиенты-продавцы.
Бизнесмен, желающий продать свое дело, обращается в МГБ. После предварительного знакомства (бывают заранее непригодные варианты, где ошибка заложена еще на этапе бизнес-планирования) начинается подготовка так называемого "инвестиционного меморандума" - то есть анализ финансово-хозяйственного состояния, юридическая экспертиза, оценка реальной прибыльности компании. Над каждой сделкой (они тут называются проектами) работают минимум четыре специалиста: ведущий проекта - бизнес-брокер, юрист, оценщик и пиар-менеджер.
Перед этим клиент должен заплатить аванс (брокерские услуги МГБ стоят от 5 до 15 процентов от суммы сделки и оплачиваются продавцом) и согласиться открыть всю истинную информацию о своем бизнесе. Именно на этом этапе отсеивается большая часть продавцов. Что в целом объяснимо.
Но надо сказать, что в "Магазине" придумали схему, гарантирующую полную конфиденциальность коммерческой информации. Для первоначального ознакомления потенциальному покупателю предоставляются лишь общие описания, а само название фирмы держится в строжайшем секрете.
Если после переговоров специалисты сочтут покупателя человеком достойным, а его намерения - серьезными, МГБ дает более конкретную информацию. И только после внесения задатка и подписания документа, в котором потенциальный инвестор обещает не разглашать сведения, не использовать их во вред и не совершать других опасных поступков (например, не общаться до завершения сделки с персоналом, поскольку часто, узнав о том, что предприятие продается, люди начинают нервничать и увольняться), покупателю отвечают на все вопросы.
В "Магазине готового бизнеса" спрос в десятки раз превышает предложение.
- Скажем, на ресторан у нас 250 заявок. Это во всем мире так - мало желающих продавать курицу, несующую золотые яйца, но многие готовы ее купить, - говорит Самсонов.
Однако МГБ не продает золотонесущих куриц абы кому. К покупателю здесь относятся так же серьезно, как и к продавцу, и всегда следят за последующей судьбой своего товара.
- Наша задача - найти преемника, - объясняет гендиректор. - Важно, чтобы человек понимал, что он покупает не просто салон красоты, а конкретный, со сложившейся клиентурой, персоналом, традициями. Был такой случай (к счастью, единственный), когда турагентство развалилось - новый хозяин создал такие бесчеловечные условия, что весь персонал разбежался.
Бывает, покупатели сильно ошибаются в оценке собственных возможностей. В качестве примера можно привести историю одного крупного чиновника, решившего приобрети кофейню на Арбате. Консультанты МГБ всячески отговаривали его от этого шага. Но, как тот позже признался, "бес попутал". Через пару недель новоиспеченный бизнесмен пришел в панике со словами: "Заберите ее обратно".
- Когда в кофейню нагрянули инспекции, - рассказывают в МГБ, - выяснилось, что новый собственник понятия не имеет, как наладить отношения со своими собратьями-чиновниками. Кофейня была вновь выставлена на продажу, и через некоторое время нашелся новый покупатель. Надо отметить, что второй инвестор радикально отличался от первого. Это был человек, сумевший заработать предпринимательским трудом неплохой капитал. Трудности, связанные с малым бизнесом, для него были "трудовыми буднями".
Я задала специалистам по продаже готового бизнеса естественным образом возникший вопрос: а стоит ли вообще за это неблагодарное дело браться, если даже у чиновников нервы не выдерживают?
- Экономика любой страны не может нормально развиваться без малого бизнеса, - поделился соображениями по этому поводу Вадим Самсонов - И у нас какие-то подвижки есть: если несколько лет назад из ста брошенных в воду выплывал один, то сейчас за жизнь умело борются трое. Но, честно сказать, удовольствие от этого получить непросто.
Купить или продать свой бизнес:
КГ МГБ, Воронцовская, 3, стр. 1, оф. 201, т. 911-0314, 912-9276
Полная информация на сайте www.deloshop.ru