Атлас
Войти  

Также по теме

Старожилы о парках

Прачечные и диваны в парке Горького, пальмы «Аптекарского огорода», спасенные благодаря заборным доскам, 500 упавших деревьев в Екатерининском парке и другие истории, рассказанные людьми, работавшими в московских парках дольше других

  • 16398
Парк Горького Парк Горького
«Аптекарский огород» «Аптекарский огород»
Бирюлевский дендрарий Бирюлевский дендрарий
Екатерининский парк (до 1999 года — парк Центрального дома Советской Армии) Екатерининский парк (до 1999 года — парк Центрального дома Советской Армии)

Галина Кирина

пенсионер, заслуженный работник культуры, до недавнего времени — библиотекарь парка Горького

Конкурс массовиков-затейников и выговор за скульптуру барана

Вся моя жизнь была связана с парками, а в самом парке Горького я работала 12 лет: пришла в 1954 году, когда мне было 18. К тому времени я училась в Горном институте. Когда я окончила первый курс, мне сказали, что в парке Горького висит объявление — набирают массовиков-затейников. Я пошла на конкурс. Там собралось человек 100, не меньше. Было три тура, мы пели, танцевали, показывали этюды. Отобрали человек 12, в том числе взяли и меня. Год нас учили — у нас и сценическая речь была, и танец, и музыка, а через год нам устроили экзамен, и мы стали массовиками-затейниками. Я была хоровиком — у меня сохранилась фотография, как я стою на сцене и дирижирую.

Потом я ушла из парка — меня соблазнили уйти в главное управление культурой, я там стала начальником отдела парков. Этот отдел в основном занимался культурной работой. От того времени я все время вспоминаю такой случай: однажды ночью в Нескучном саду дирекция убрала скульптуру барана, потому что она разрушалась. Я за это лично получила выговор, потому что пенсионеры, которым памятник очень полюбился, стали писать во всякие инстанции и жаловаться на безобразие. Тогда, чтобы отчитаться, сверху сказали, что начальнику отдела парков объявлен выговор. Такие были порядки — не директору парка, а мне.


«часть трудящихся расходилась по эстрадам, а часть шла в дома однодневного отдыха — там стояли раскладушки, люди ели и спали»

После главка я работала в Министерстве культуры СССР, а когда Советский Союз распался и министерство ликвидировали, пошла в Росгосцирк. Потом у меня родилась внучка, и я ушла помогать с ее воспитанием, а когда внучке исполнилось три года, мне позвонили друзья из парка Горького и сказали, что в библиотеке появилась вакансия. И я вернулась на работу в библиотеку в Нескучном саду.

Дома однодневного отдыха, Бетти Глан и «Лебединое озеро» за водным занавесом

Пока писала диссертацию, я много прочитала в библиотеке Ленина про историю парка. Создание парка Горького было большим событием для страны — это обсуждалось на партийных съездах и пленумах, прямо перед открытием была большая дискуссия, каким должен быть парк, как  он должен называться — Парк культуры и отдыха, или Парк отдыха и культуры, или только Парк отдыха.

Чего там только не было в первое время! Даже прачечные. В коллективные праздники люди собирались около своих предприятий и шли в парк Горького. Там в парке первым делом была зарядка на поле. Потом часть трудящихся расходилась по эстрадам, а часть шла в дома однодневного отдыха — там стояли раскладушки, люди ели и спали. Конечно, это все в летний период — зимой все в основном катались на льду.

В 1930 году директором стала Бетти Глан, совершенно замечательный и очень образованный человек. Она чего только не придумывала! В середине озера, где плавают на лодках, есть маленький остров, и на нем шел балет Большого театра «Лебединое озеро», а занавес был из струй воды. На берегу ставили скамейки, и зрители смотрели балет через воду. А в 1937-м Бетти посадили.

Галина Кирина

Галина Петровна Кирина

Послевоенные танцы

Вы не представляете, какое количество молодежи приходило в парк после войны — может, потому что не так много было других возможностей для развлечений. Зимой, когда работали катки, невозможно было попасть в парк: от метро «Октябрьская» стояла конная милиция, чтобы контролировать очередь за билетами на каток. А летом — хоровое пение, игры, обязательно танцы на поле и духовой оркестр. Приходили тысячи людей, и не было ни драк, ни скандалов. Все танцевали. А танцы-то какие были, сказать смешно. Все же было запрещено — оставался падекатр, падеграс — то, что раньше танцевали в кринолинах, а теперь в сапогах. Еще разрешался краковяк, полька и вальс. А танго запрещали. Раз в неделю на этом же поле на набережной проводились открытые уроки обучения танцам. Все это продолжалось часов до 11 вечера. Потом, правда, людей выгоняли, чтобы парк был свободен от посетителей. Но народу было огромное количество.


«Все было запрещено — оставался падекатр, падеграс — то, что раньше танцевали в кринолинах, а теперь в сапогах»

Дорожки, диваны и лавочки

Когда я пришла в парк, все дорожки были бордовые, из битого кирпича, а садовая мебель была только белая — на этих бордовых дорожках стояли диваны, большие и маленькие. Еще там была ландышевая аллея. Потом что-то случилось, специалисты ушли, и то, чем посыпали дорожки, стало разлетаться. Тогда было решено дорожки заасфальтировать. Вообще, парк был совсем другим — масса цветов, больше всяких строений...


Джазовые оркестры, августовские карнавалы, шахматный клуб в кинотеатре и клуб интересных встреч

Вначале вход был платный, потом его сделали бесплатным, а потом стали опять платный вход вводить понемножечку. Вход стоил десять копеек — смешные деньги, как две французские булочки. Когда министром стала Фурцева, вход сделали бесплатным, но парку стало не хватать денег на содержание, и придумали платный вход по субботам и воскресеньям. В эти дни чего там только не было! Концерты профессиональные и самодеятельные, симфонические оркестры, духовые оркестры, коллективы со всего Советского Союза приезжали. В Зеленом театре выступали джазовые оркестры — но это, конечно, за дополнительную плату. Там пели Муслим Магомаев, Елена Великанова, Ирина Бржевская. А еще там шли потрясающие спектакли.

Большое внимание у нас было уделено литературе, выступали лучшие поэты — и Евтушенко, и Рождественский там начинали. И все ходили их слушать. Они выступали на центральной эстраде — сейчас ее уже сломали. Слева у прудов была народная эстрада, там выступали художественно-самодеятельные коллективы. А центральная была очень уютная, там стояли диваны, и она была огорожена зеленью. Самые главные мероприятия шли на этой эстраде — отчеты газет, дни дружбы народов. У набережной было большое поле, там тоже была самодеятельность.

Одно время, когда не было никаких других выставочных комплексов, все международные выставки проходили в парке Горького. Для них строили всякие павильоны. Тогда построили клуб интересных встреч — одно время я была директором этого клуба. Это был закрытый зрительный зал с хорошей сценой и кинопроектором, мы летом там очень много всего проводили. В парке был кинотеатр, а в нем — еще и большой шахматный клуб, и читальный зал. На лето в парке три библиотеки открывали филиалы.

В августе всегда были карнавалы. В масках в основном были приглашенные артисты и сотрудники парка, но сколько же приходило народу в этот день — сотни тысяч! Парк тогда закрывался поздно — столько всего организовывалось. Я запомнила, что один раз вдруг хлынул дождь — и все рванули ко мне в мой клуб, потому что скрыться от дождя больше было негде. Но ничего, обошлось.

 
/media/upload/images/entertainment/2013/may/7may/starozhily/simakov.jpg Екатерининский парк (до 1999 года — парк Центрального дома Советской Армии)

/media/upload/images/entertainment/2013/may/7may/starozhily/parchin.jpg «Аптекарский огород»







Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter