Музей находится в просторном парке, здесь когда-то был старинный клуб La Parada, в котором аристократия и члены королевской семьи занимались верховой ездой и играли в разные игры на природе. Больше всего я хотел вписать здание музея в пространство парка так, чтобы не пострадало ни одно дерево. Но ландшафт здесь очень сложный, поэтому на какие-то жертвы все равно пришлось пойти, так что проект вызывал много нареканий, особенно со стороны экологов.
Здание стоит на наклонной поверхности под углом 45 градусов. Одним из способов гармонично вписать дом в это место было цветовое решение — я выбрал терракотовые оттенки под цвет старинной штукатурки зданий в этом районе. Внутренние помещения мне нужно было спроектировать так, чтобы в залах одинаково выигрышно смотрелись и монументальные полотна художницы, и совсем небольшие гравюры, чтобы организация временных выставок не мешала перманентной коллекции. Для этого использовались комбинации просторных залов и суженных галерейных проходов — залы постоянной экспозиции опоясывают выставочное пространство в центре.
В проекте мы предусмотрели лекторий на нулевом этаже, архив музея на нижнем, офисы для администрации, кафе в виде пирамиды с большой открытой верандой. Важный принцип — чтобы в каждом отдельном помещении было хотя бы одно окно. Я старался максимально использовать возможности естественного освещения. Искусственное освещение соединено с системой кондиционирования в одну лаконичную линию, рассекающую потолок. Свет лампы направлен так, чтобы он мягко и четко падал на полотна.
Я предложил городу проект комплекса высотных зданий, окруженных водой, — башни с восьмиугольником в основании и кругом наверху. Условие было таковым, что здание должно сочетаться с китайской культурой. Тогда я внимательно изучил буддистские храмы и понял, что как раз геометрические формы круга и восьмиугольника подходят лучше всего. Я подумал о духовных практиках буддистских монахов, о физических упражнениях и молитвах, когда человек находится вниз головой. И тогда, вдохновившись традиционной геометрией храмов, я перевернул фигуру наоборот.
Вторая башня практически повторяет первую, отличие лишь в гранях — в одной они более скругленные, в другой — более острые.
Здесь мне нужно было вписать мой проект в комплекс из трех небоскребов в Милане: башни «Прямая» Арата Исозаки, «Изогнутая» Захи Хадид и «Крученая» Даниэля Либескинд. Строительство начато в 2011 году, завершить планируется в 2013 году.
Я предложил клиенту комплексный проект из двух симметричных башен, мои здания повторяли геометрию тройного ансамбля небоскребов, но по масштабу были их гораздо ниже. Размер башен должен был служить плавным переходом между старыми зданиями проспекта и небоскребами. Я хотел полностью избежать использования загрязняющих материалов, разработал специальные стекла и систему, поддерживающую окна здания, максимально задействовал возможности естественного освещения.
Вернемся к Португалии. Речь идет о развалинах XII–XIII веков. Сначала это был монастырь, потом его использовали как мельницу и хранилище зерна, постепенно переделав под фабрику, а под конец здание долго пустовало. Давно была идея построить на его месте отель. Но было и желание сохранить преемственность традиций, культурное наследие монастыря. Я взялся за реконструкцию и перестройку. Моей главной задачей было дать новую жизнь этому месту и его окружению. Поэтому вокруг старого монастыря на холме мы решили построить новые жилые дома, очень простые, от одного до трех этажей, современные, но используя ту же цветовую гамму и близкие по текстуре материалы, что и при реконструкции монастыря. Вид из окна этих новых домов должен был быть их несомненным достоинством. Нам удалось сохранить фонтан XIX века, мы разбили сады из апельсиновых деревьев, сокращали площадь домов в пользу бассейнов.
Монастырь был построен очень основательно, сделан из хорошего камня и особого связующего раствора, так что он устоял во время землетрясения 1755 года в Лиссабоне. Мы старались сохранить максимум стен от старого здания, особенно все опорные, использовали сохранившиеся деревянные структуры, но часть каркаса пришлось разрушить и построить с нуля. Мы использовали металлические конструкции для закрытия окон, и в итоге монастырь стал еще крепче, чем был.
Я понимал, что такая реконструкция, как и всегда, дело очень спорное. Проект вызвал массу критики со стороны блюстителей старины. Например, я получил гневное письмо от археолога, который говорил, что не надо было трогать монастырь. Я вспоминаю историю одного человека, который жил в одной комнате с койотами: сначала они пытались на него нападать, но он продолжал с ними жить, спал и ел вместе с ними, и в итоге койоты стали его друзьями. Конечно, я очень старался, чтобы монастырь максимально походил на то, каким он был изначально. Но в процессе строительства, совмещенного с реконструкцией, ты никогда точно не знаешь, как будет выглядеть здание в итоге. Такое строительство похоже на приручение дикого койота.
Реконструированный монастырь был включен в итоге в список охраняемых достопримечательностей страны.
Моей команде выпало взяться за строительство стадиона к чемпионату Европы 2004 года по футболу. Стадион должен был вмещать 30 000 человек, так что я сделал две трибуны по 15 000. Основная идея была в том, чтобы сделать одну трибуну в скале, другую напротив, а наверху протянуть защитный навес, соединив трибуны наверху стальными канатами. УЕФА и ФИФА обсуждали со мной проект, они хотели обязательно закрытую часть, а я настаивал на том, чтобы оставить только две трибуны, чтобы можно было любоваться пейзажем. Красивый пейзаж способствует зрелищности игры. При строительстве трибуны, вырубленной из скалы, я вспомнил про технологию мостов инков и воспользовался ей. В какой-то момент камень начал осыпаться, пришлось проектировать отдельные поддерживающие конструкции, из-за этого мы задержали сдачу проекта. Помню, тогда мы работали практически днем и ночью.
Мы старались использовать красоту и мощь природного ландшафта, не применяя насилия к нему. Я много рисовал эскизов, пока не почувствовал, что наш койот действительно одомашнивается.