С 15 июня по конец месяца в новом помещении галереи АrtPlay (бывший ткацкий цех фабрики «Красная роза») будет демонстрироваться экспозиция «Следы бытования» – трогательный гербарий вымирающих ландшафтов старого города. Следами бытования официально называется запачканность обратной стороны музейных холстов, порою оценивающаяся не дешевле самой живописи. Название намекает на то, что речь пойдет не просто о беззаконно утраченных памятниках, потому что уже сил больше нет говорить о том, как задолбал этот оранжевый бульдозер-убийца. С памятниками в принципе все понятно, а вот ценность так называемой рядовой исторической среды (в которой и предпочитают гнездиться истинные краеведы) по-прежнему неопределенна. Следы бытования жизни старого города в очень большой степени определяют колорит и очарование любой подлинной исторической среды. Изнанка старой Москвы – это преимущественно следы недавнего ХХ века, где о временах допетровских, петровских и постпетровских свидетельствует лишь каменная кладка стен немногочисленных строений, а все живые осколки минувшего относятся в лучшем случае к предреволюционным годам. Нынешние приметы старого города – разного рода деревянные конструкции, витые перила, печные трубы, старые номерные знаки, ржавые ящики «Для писем и газет» и, конечно, кошки.
Изучению этих подробностей и посвятило свои усилия тайное общество «Новые краеведы». На выставке будут представлены, во-первых, задушевные фотографии исчезнувших и доживающих последние дни старомосковских пейзажей. Во-вторых, ностальгические натюрморты, составленные из материальных свидетельств городской истории: настенный коврик «Три охотника», гибкая грампластинка «Ролен стоунгез», сырок «Дружба». Все это и есть те самые следы бытования старого города, живые наслоения прошедшего времени. Вещи собирались по сусекам – на дачах, антресолях, в печальном мусоре отселенных домов. Все они несут в себе ту же многозначительность, что и старые здания: патефон, впоследствии оснащенный электрическим приводом, характерен так же, как старорежимная доходка, после революции обросшая лифтовыми стаканами, а ныне – корявой мансардой.
И еще обещает быть документальное видео – занимательные этюды из жизни истинных краеведов, временами оглашающих истошным воем пустыри завтрашних стройплощадок и упрямо сопротивляющихся разрушительным веяниям прогресса. Как известно, они появились на исторической арене задолго до возникновения города-героя. Жили в норках, по полста лет спали, по полгода краеведили. Со временем обзавелись собственным Третьим Римом – наиболее пригодной для краеведческой жизнедеятельности средой обитания. Их сны были прекрасны, но каждое пробуждение сопровождалось все более растущим недоумением, ибо пробуждаясь, они обнаруживали себя в новом, практически незнакомом им пространстве: Батый, Тохтамыш, Наполеон, Каганович, Посохинѕ Вот оттого и бродят и оглашают истошно.
Видеоматериал собирался на протяжении нескольких лет каждодневной краеведческой практики и местами весьма познавателен. Например, многое может поведать о своей эпохе вот такая беседа с настоящим прорабом:
– А чего, когда дом-то построили?
– В семнадцатом столетии.
– Ух ты, семнадцатого еще ни разу не заваливал!