Атлас
Войти  

Также по теме

Семь самураек


  • 1271

Групповая выставка молодых японских фотографов называется звучно и убедительно — «Новый цифровой век». Из восьми представленных авторов семеро — девушки. Это не случайно: в японской культуре вообще принято различать мужские и женские ипостаси. И по мнению многих японцев, цифровая фотография — это удел женщин, тогда как мужчина-самурай не чурается сложных техник и работает только в традиционной пленочной фотосъемке. Зато девушки активно используют технические новинки, сформировав отдельное художественное явление, — современную японскую женскую фотографию, где вкус и талант множатся на лучшие в мире технологии цифровой съемки, обработки и печати. Вся эта одаренная молодежь — ученики Норио Кобаяши, чьи работы можно было увидеть на последней «Арт-Москве». После успешных выставок в Токио и Новосибирске японские гастролеры теперь показывают дигитальную удаль Москве. Цифровыми камерами тут никого не удивить, а вот восточная экзотика все еще в цене. Наши представления о Японии устойчиво противоречивы: с одной стороны, это страна наступившего будущего, по которой мчатся гиперскоростные поезда, с другой — в памяти живы оригами и бонсай, карате и Годзилла, кабуки и камикадзе, ниндзя и саке, икебана и Хокусай, каллиграфия и дзен — всего и не упомнишь.

Если вы ожидаете узреть на выставке похождения 3D-роботов в стиле аниме, то, ей-богу, напрасно. Тут нет никакой церемониальности, никаких роллов и суши, нанизанных на шампуры самурайских мечей. Несмотря на то что японские снимки неординарны, больше всего они похожи на фотодневники модных Нэн Голдин или Вольфганга Тильманса. Так, цикл Наоко Иваи под названием «Three Dogs» повествует о жизни людей и собак, словно бы увиденной глазами восточных барбосов, то есть с высоты 30-40 см. Ночные снимки музыкального фестиваля от Хисако Нода, сделанные на природе, сильно напоминают шаманский слет. Акие Мияке запечатлевает современные пространства общественных токийских помещений, в то время как Саори Танака в своих ракурсных фотозарисовках скрупулезно фиксирует различные оттенки голубого неба над верхушками новостроек.

Пожалуй, самая необычная серия на выставке — «Bug Train» Ацуко Наганума (у которой на следующий год уже запланирована в Токио большая персональная выставка). В своей «Империи знаков» Ролан Барт, очарованный Японией, писал о том, что местные вокзалы «пересекают тысячи функциональных маршрутов — от длительного путешествия до поездки за покупками, от покупки одежды до покупки продуктов, скажем, поезд может въехать в обувной отдел». Глядя на фотографии Наганумы, охотно в это веришь. Красочные платформы и стерильные, футуристического дизайна вагоны наполнены сдержанными японцами всех возрастов. Куда они мчатся? Нет ответа. Зато ответы всегда можно найти у великого Мацуо Басё, который провидчески сообщил нам еще три столетия назад:

Достоин восхищенья тот,

Кто не подумает:

«Жизнь быстротечна»,

При виде вспышки.



«NEW DIGITAL AGE» — СОВРЕМЕННЫЕ ЯПОНСКИЕ ФОТОГРАФЫ В ГАЛЕРЕЕ «АРТ-КОЛЛЕГИЯ» М.ВЛАСЬЕВСКИЙ ПЕР., 5, М. «СМОЛЕНСКАЯ», 241 44 38, 1-16 НОЯБРЯ

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter