С приходом весны асфальт обнажился. Для граждан, ведущих подвижный образ жизни, это сигнал к тому, чтобы перейти на колесные средства уличного передвижения: самокаты, скейтборды и ролики. Они значительно повышают скорость пешехода, сообщают ему дополнительную маневренность и дарят ощущение свободы.
Наиболее дешев и прост в обращении самокат, на американский манер называемый у нас скутером. На нем вообще не надо учиться кататься: встал -и поехал. Травматизм минимальный, а преимуществ - масса: и едет быстро, и места мало занимает (складывается пополам), и в кафе, магазины, клубы с ним пускают. Самокаты любят и дети, и взрослые. Выбирая скутер, прежде всего следует обратить внимание на материал, из которого он изготовлен: из алюминиевого сплава будет, разумеется, легче стальных. Серьезных конструктивных различий в моделях не существует. Как правило, на цену влияет раскрученность марки и наличие всевозможных наворотов: ручного тормоза, амортизаторов, светящихся при движении колес, подножки и звонка. Но надо иметь в виду, что такие прибамбасы повышают только стоимость изделия, но не его функциональность. Покупая китайский самокат, к примеру, у 23-го павильона ВДНХ, вы отдадите 350 рублей за стальную модель, 400 - за железный скутер с амортизатором, 600 - за алюминиевый с амортизатором и 700 - за алюминиевый с рессорами и светящимися колесами. Фирменный итальянский скутер в крупном спортивном магазине обойдется в 1100-1900 рублей. К нему вам выдадут официальную гарантию, подтверждающую качество продукции.
Особняком стоят трехколесные самокаты, у которых два колеса спереди и одно сзади, а дека (площадка под ногами) сделана из дерева. Такой самокат предназначен для более экстремального катания, на нем можно выполнять различные прыжки и демонстрировать фристайл. Однако при покупке следует проверить, из чего сделаны рессоры (приемлемы только стальные пружины; скутеры с пластиковыми амортизаторами рассчитаны только на прогулочную езду) и насколько прочна на изгиб дека. Такие самокаты уже дороже - 1430-2100 рублей -и продаются в магазинах "Спортмастер".
Со скейтбордом, как и с самокатом, пускают везде, однако по скоростным характеристикам он явно уступает скутеру, поскольку предназначен не для досужего катания, а для выполнения сложных трюков. Научиться кататься на скейте непросто, а неловкое падение с него может стоить ушибленной головы или сломанной конечности. Если вы, несмотря на это, все равно хотите ездить по улицам и скатываться с горы на скейтборде, то для этих целей подходят китайские доски, продающиеся как на рынках, так и в магазинах. Цена их варьируется от 1500 до 2900 рублей. Дека, склеенная из нескольких слоев дерева, в таких скейтах обычно девятислойная, тяжелая, из некачественной древесины. Подвески (крепеж для колес) также отличаются большим весом, а в колесах стоят самые простые подшипники - AВЕС1. Если же вы решили серьезно заняться скейтбордингом, хотите кататься по рампе или скользить по перилам и бортикам, вам следует покупать доску не в сборке, а по частям в магазинах "Неолимпийские игры" или "Вертикальный мир". Хорошие деки из пяти-семи слоев канадского клена производства СШA (Santa Cruz, Zero, Blind) стоят от 1400 до 3200 рублей, причем на цену, кроме всего прочего, влияют наличие рисунка и раскрученность фирмы. Подвески (металлические или из облегченных сплавов) стоят 750-980 рублей. Колеса - чем жестче, тем лучше (1200 рублей за четыре штуки), подшипники AВЕС5-7 (960 рублей за комплект). Таким образом, приличная доска для агрессивного катания обойдется в 5000-5500 рублей.
Ролики среди уличных колесных средств стоят особняком. В них никуда не пускают, шнуровать их долго и муторно, к тому же в них потеют ноги. Но только ролики дают ощущение настоящей скорости, маневренности и легкого управления движением. При выборе прежде всего необходимо определить, для чего ролики вам нужны. Если хотите хорошо провести время, расслабленно покататься по городу, то подойдут модели Fitness и Recreation. Ролики этого класса различаются рамами (крепеж под колеса), подшипниками и колесами. Самые простые рамы делают из пластика, более усовершенствованный материал - карбон (легок, но не очень прочен, поэтому ролики с рамами из карбона не рекомендуют покупать людям с избыточным весом). Следующая ступень - алюминиевые и композитные рамы (магний плюс алюминий), отличающиеся повышенной прочностью, жесткостью и легкостью. Чем больше жесткость, тем лучше контроль, тем меньше ролики вибрируют на больших скоростях. На скорость же влияют размер колеса (чем больше диаметр, тем выше скорость) и подшипники: чем больше номер, тем лучше. Обычные фитнесовые ролики стоят в районе 2500-4000 рублей и продаются во всех крупных спортивных магазинах столицы, хотя попадаются модели и по 11 040 рублей, как бело-голубые женские Salomon с композитной рамой в магазине "Aдидас-Саломон". Наибольшую скорость (до 60-70 км/ч) позволяют развить пятиколесные ролики класса Racing (10 000-15 000 рублей), на них даже тренируются конькобежцы, не имеющие возможности упражняться на катке. Поклонникам экстремальных видов спорта подойдет класс Aggressive. В нем представлены самые мощные и надежные ролики, предназначенные для прыжков и скольжения по перилам и бортикам. Их выпускают такие фирмы, как USD, Salomon, Roces, Rollerblade. Стоит такая роскошь 5700-11 200 рублей и требует долгого и вдумчивого выбора модели, занимающего порой дни или даже недели.