Росстат: доходы москвичей упали на четверть. Что дальше?
Мосгорстат зафиксировал значительное — на 25% — падение реальных располагаемых доходов москвичей. «БГ» собрал мнения экономистов, которые объяснили, что значит эта цифра и стоит ли начинать сушить сухари.

![]() |
Евгений Гонтмахер замдиректора Института мировой экономики и международных отношений |
«Что делает статистика? Берет абсолютную массу официально зарегистрированных доходов, очищает от инфляции, потом делит на количество москвичей.
Давно замечена тенденция, она просто сейчас ускорилась – это уход в тень. Это связано с очень многими вещами: и с налогообложением, которым люди недовольны, и с коррупцией. Если я хочу заплатить взятку какому-то чиновнику, мне же надо откуда-то эти деньги вынуть – поэтому я не плачу налог. Этого статистика не фиксирует, тоже получается вклад вот в эту минусовку.
Фактор, который для Москвы очень важен и специфичен – это бизнес. Не зарплаты, а дивиденды по акциям, прибыли – в Москве таких людей много. Инфляция стала немного побольше, а уровень деловой активности в городе Москве существенно снизился.
Москва была лидером по росту доходов в те времена, когда все было нормально, когда деревья еще были молодые, и нефть, и газ шли через нее
Сейчас, когда идут обратные экономические процессы в России, таким же зеркальным образом, как я понимаю, это отражается на той же Москве. В Москве работает много филиалов западных компаний, где работают те же москвичи. А мы видим сворачивание экономической активности западных фирм и инвесторов. Но генеральная причина – это состояние экономики города Москвы, которая прошла переломную точку и пошла в сторону рецессии. По стране в целом то же самое.
Если тенденция, как сейчас, сохранится – предположим не будет разных форс-мажоров – то по итогам годам снижение доходов будет на 25% а процентов 10».
Из интервью телеканалу «Дождь»
![]() |
Николай Кащеев директор аналитического департамента Промсвязьбанка |
«Вот что также обращает на себя внимание в этой связи: необычная структура расходов населения в 2014 году, особенно в январе и марте. В январе на покупку товаров было потрачено почти 150% доходов граждан (в январе 2013 года — 101%), в марте — 109% (против 72% год назад). Обязательные платежи в эти два месяца — 19,6% и 19,3% доходов (против 14% год назад), а расходы на пресловутую покупку валюты: более 21% против 7–8% в 2013 году. Откуда дровишки? Например, от изъятия рублевых сбережений: в январе доходы от изъятия вкладов составили 58% от всего объема доходов, в марте — 31% от доходов.
Любопытная паническая реакция: сначала на ухудшение экономики и ослабление рубля, затем на известные события вокруг Украины. Плюс довольно резкий рост обязательных платежей. Очень может быть, что возврат коротких кредитов и процентов по ним тоже сыграл роль.
Крайне интересно, что последует далее, какие еще цифры мы увидим и как они будут биться между собой. Что это было в январе и марте, „белый шум“ или новые симптомы болезни? Я могу предполагать. Вы, видимо, тоже».