Атлас
Войти  

Также по теме

Раздача слонов

  • 1484

Фестиваль «Арт-Клязьма» предлагает массу поводов для обобщений. В связи с ним можно рассуждать о прогрессе современного искусства, энвайронментализме, брейн-мейде, психогеографизме, фигуративном стиле, но больше всего подмывает поговорить об угаре на свежем воздухе, простых радостях сложных натур и чистом отдыхе. И все же. «Арт-Клязьма» – уникальное событие, которое художники делают для художников с минимальным вмешательством кураторов, на котором экспонаты создаются непосредственно на месте экспонирования. 150 участников, 300 проектов. Художники на фестиваль заявляются сами, и в среднем трое из пяти заявившихся получают приглашение поучаствовать. Демократия, как ей и полагается, доведена до абсурда: на одной площадке будут присутствовать вечно голый Герман Виноградов и (впервые) Зураб Церетели с какой-то очередной бронзой. Одним из гвоздей фестивальной программы будет взрыв автобуса: художник Михаил Рошаль купил и специально подготовил автобус, который на Клязьме по-настоящему подорвут. Когда перформанс готовился, он еще не был так отвратительно актуален. Теперь ему придадут магический смысл: эдакая языческая прививка, взорвем понарошку, чтобы не случилось по-настоящему.

Вообще, все это будет весьма зрелищно, и зрители на фестивале вполне приветствуются. Те, кто купит билеты и пройдет фейсконтроль, увидят художника, живущего на плоту с резиновой женщиной, постреляют в чеченских террористов (Диана Мачулина, «СорТир»; подобная инсталляция была на ВВЦ еще в начале второй чеченской контртеррористической операции – можно было стрелять в Басаева: кепка, очки, борода, кегля и два яйца в качестве мишени).

Очень точно передают атмосферу фестиваля записи куратора Джеффри Дайча о прошлогодней «Арт-Клязьме». В них с восторгом описываются русские художники, не утратившие богемных традиций 60-х (т.е. сильно пьющие), а также стриптизерши, неизвестно зачем раздевающиеся ради современного искусства перед редкой публикой, а также русские художники, у которых во сне пропадают штаны, русские художницы, запаивающие себя в целлофан, и, наконец, русские арт-критики, медитирующие и падающие при этом головой в костер.

Посетители на прошлой «Арт-Клязьме» вели себя тоже соответствующе. Исполнительный продюсер фестиваля Ольга Лопухина рассказывала душераздирающие истории о том, как публика ворует экспонаты. Ночи не простоял в прошлом году «Камыш» Кирилла Наседкина: в дно водохранилища были воткнуты железные палки с колокольчиками, торчавшими над водой. К утру колокольчиков не было. Восьмилетний мальчик пытался унести хобот у слона из картины Дианы Мачулиной «Горячая точка». Художники расклеили по деревьям и пенькам ушки, ножки и ручки плюшевых медвежат, якобы убежавших из игрового автомата. Семейная пара с детской коляской отдирала ушки и ножки с неизвестными целями. Ольга Лопухина была даже не против организовать интерактивную акцию – раздачу экспонатов. «Только боюсь, что если мы специально уведомим публику, что у нас что-то раздается, то у нас вообще ничего не останется, по принципу «палец положишь – руку откусят».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter