Первый фестиваль вольных издателей «Бу!Фест» состоялся в 2009 году в «Галерее на Солянке» и был чем-то вроде переполненной людьми книжной ярмарки в душном подвале. За три года фестиваль значительно вырос и теперь проходит в парке «Музеон» на шести площадках, две из которых музыкальные, с мастер-классами и детской зоной. Его отношения с книгами все более и более условные и сохраняются постольку, поскольку книги здесь — наряду с деревянными игрушками, валенками, пластинками и всякими забавными брюликами — все еще можно купить. Но зато он все так же верен «вольным издателям», а это значит — никаких мейджоров и редкие книжки маленьких издательств, которые больше нигде не найти.
24 августа
Победители Суздальского фестиваля
Часть первая
К столетию российской анимации на фестивале организована отдельная анимационная площадка. Тут сплошные очевидности, ретроспективы Федора Хитрука, Франчески Ярбусовой, Анатолия Петрова, большая программа советских мультфильмов и трехдневное лучшее Суздальского анимационного фестиваля с 1996 года. Фильмы Михаила Алдашина, Ивана Максимова, Александра Петрова, Константина Бронзита — сегодня это уже классика.
18.00 — 22.00, анимационная сцена
Юрий Норштейн
«Замысел и история фильма»
Любое выступление Юрия Борисовича Норштейна стоит того, чтобы его услышали, рассказывает ли он о Пушкине, художнике Шварцмане, идее мультипликации или медленном рождении своей «Шинели». На «Бу!Фесте» речь, очевидно, пойдет обо всем одновременно.
19.00 — 20.00, лекторий
Лев Рубинштейн и ансамбль «Клезмастерс»
«Песни советских лет»
Слушать поющего Рубинштейна — guilty pleasure столичной интеллигенции, оправдание для посещения любого мероприятия («ну как же мы вчера не пошли, а там Рубинштейн пел»). И не потому, что голос у Льва Семеновича какой-то выдающийся или манера поведения особая, а именно потому, что он ничего такого особенного не делает, и лишенные всякого интонирования, всякой позы исполнителя советские песни 1940–1950-х годов обретают свое чистое звучание.
19.30 — 20.30, литературная сцена
Александр Можаев
«Москва: тайнопись и неочевидность»
Краевед Александр Можаев — о том, что Москва часто оказывается не тем, чем она кажется.
21.00 — 22.00, лекторий
25 августа
Александр Лапин
«Вербальное и визуальное: литература, фотография, поэзия»
Александр Лапин, автор «Фотографии как...» и вообще ключевая фигура современной фотографии, будет говорить о том, чем на первый взгляд лишенный всякой логики язык фотографии близок языку поэзии.
15.00 — 16.00, литературная сцена
26 августа
Александра и Константин Арбенин
Спектакль «Два клоуна»
Моноспектакль Константина Арбенина по его собственному рассказу. О короткой и долгой трагикомической жизни двух клоунов — рыжего и белого.
13.40 — 15.10
Георгий Бородин
«Как работала цензура в советской анимации»
Историк Георгий Бородин расскажет о тайной цензурной жизни советской анимации, о том, что из мультфильмов вырезалось, а что, наоборот, туда вписывалось. Обещает иллюстрировать примерами. Бородин в прямом смысле написал книгу о цензуре в советской анимации (главы из «Анимации подневольной» можно почитать в «Киноведческих записках»), где отметил, в частности, что главным врагом цензоров была не явная крамола, а неконтролируемый подтекст, борьба с которым не могла не вылиться в анекдот.
14.00 — 15.30, лекторий
Спектакль «Те, кто пришли» по «Школе для дураков» Саши Соколова
Студенческий спектакль по культовому роману Саши Соколова идет четыре часа с двумя антрактами и испытание не для слабых. Что тексты Соколова, будучи абсолютно литературными, еще и абсолютно театральны, в свое время доказал Андрей Могучий — в 2001 году его спектакль «Школа для дураков» получил Гран-при Эдинбургского театрального фестиваля. И, в общем, любая инсценировка рождается из внимательного прочтения текста, а еще раз прочитать «Школу для дураков» — одно удовольствие.
16.30 — 20.30, театральная сцена
Алексей Семихатов «Жизнь после Хиггса»
Большой адронный коллайдер открыл то, ради чего был построен: новую частицу — бозон Хиггса. И теперь осталось только понять, что нам делать с этой информацией. Объясняет доктор физико-математических наук Алексей Семихатов. В этот важный для мировой физики момент Семихатова завораживает новоприобретенная возможность человечества предсказывать открытия.
16.30 — 18.00, литературная сцена
Карл Хламкин и «Огнеопасноркестр»
В завершение праздника в клубе, понятное дело, будут танцы. Сразу после Хламкина, кстати, выступают хедлайнеры «Маша и медведи», но их звездное сияние здесь вовсе не обязательно, поскольку местную публику чуть ли не больше радует веселый шансон в сопровождении духового оркестра.
19.00 — 20.15, главная сцена
Псой Короленко и Ольга Чикина
«Сексуальные преступления и дорожные происшествия»
В новой программе Псоя Короленко и Ольги Чикиной — советские уличные песни 1920–1930-х годов «и другие примеры наивного фольклора».
20.00 — 20.40, акустическая сцена